116 альтернативной большевистской, то, следовательно, и не представлял, в этой связи, серьезной угрозы для новой большевистской власти. Важной особенностью правовой культуры, в период первой мировой и гражданской войны на Северном Кавказе, в данном контексте, стала трансформация у значительной части населения региона, в частности тех его грУпп> которые принимали непосредственное участие в боевых действиях в составе воюющих армий, правовых представлений, напрямую связанных с выполнением задач военного времени, в период прохождения воинской службы, участием в вооруженном противостоянии. Смена правовых ориентиров, в данном аспекте человеческого существования, определила трансформацию правовых представлений, в данный период, о воинском долге, воинской чести, патриотизме, служении Родине, верности присяге, в связи с тем, что четкое структурирование данных правовых представлений связано с определенными опорными символами, такими как наличие устойчивого (в территориальном и политическом плане) государственного образования, единой национальной армией, сложившейся системой воинской иерархии и соподчинения и т. д. Все эти проявления общественной жизни в данный период отсутствовали. В этой связи, получила ш ирокое распространение в регионе практика дезертирства или самовольного оставления рядов, действующих армий, отказа от участия в военных действиях на стороне тех или иных политических сил. С данной проблемой столкнулись практически все, действующие в регионе воинские формирования, независимо от их политической ориентации. В приказе Революционного Совета, издано в г. Пятигорске сообщалось: «Принимая во внимание, что в это последнее время в рядах Красной армии участились случаи дезертирства, что вносит полную |
123 выполнением задач военного времени, в период прохождения воинской службы, участием в вооруженном противостоянии. Смена морально-нравственных ориентиров в данном аспекте человеческого существования определила трансформацию представлений о воинском долге, воинской чести, патриотизме, служении Родине, верности присяге в связи с тем, что четкое структурирование данных представлений сознания связано с определенными мыслительными образами, такими как наличие устойчивого (в территориальном и политическом плане) государственного образования, единой национальной армией, сложившейся системой воинской иерархии и соподчинения и т. д. Все эти проявления общественной жизни в данный период отсутствовали. Поэтому получила широкое распространение в регионе практика дезертирства или самовольного оставления рядов действующих армий. отказа от участия в военных действиях на стороне тех или иных политических сил. С данной проблемой столкнулись практически все действующие в регионе воинские формирования независимо от их политической ориентации. В приказе Революционного Совета, изданого в Пятигорске, сообщалось: «Принимая во внимание, что в это последнее время в рядах Красной армии участились случаи дезертирства, что вносит полную дезорганизацию в армию Реввоенсовет, в целях устранения такого, приказывает всем начальникам гарнизонов, партийным работникам обратить самое серьезное внимание на тов. Красноармейцев, которые под различными видами, оставляют ряды армии и скрываются в тылу, оставившие ряды армии, превращаются, таким образом, в явных и скрытых дезертиров. Немедленно их арестовывать и препровождать в запасные полки, и в запасных полках вести особую ведомость на дезертиров и ежедневно эти ведомости предоставлять реввоенсовету»1. Аналогичные распоряжения, с целью прекратить уклонения от военной службы, издавато и руководство Добровольческой армии. Так, в Приказе за № 500 Главнокомандующего Вооруженными Силами на Юге России, изданном 18 марта 1919 г. в г. Екатеринодаре, говорилось: «Дальше этого терпеть нельзя: города, деревни 1ГАСК. Ф.109. Оп.1. Д.1. Л.14. |