120 очередь вело к видоизменению правовой составляющей военного аспекта человеческого существования, появляется множество центров силы, растет политическая разнородность, этико-правовая альтернативность. «В приказе Рады № 3 указанно, что «кубанские казаки, входящие в регулярный состав строевых частей Добровольческой армии, должны быть постепенно (без вреда для хода военных операций) выделены в свои казачьи части Кубанской армии. Распоряжения об организации Кубанской армии и выделении казаков из смешанных частей подготавливаются, и своевременно будут отданы, но многие казаки, не ожидая этих распоряжений, самовольно покидают ряды Добровольческой армии, и уходят в станицы или казачьи части, а есть и такие преступные элементы, которые отказываются идти на пополнение даже чисто казачьих частей, мотивируя свой отказ постановлением Краевой рады «О выделении Кубанской Армии». Такие явления всегда преступны, а теперь же, когда части Добровольческой Армии истекая, кровью отбивают, может быть последний яростный натиск слабеющего противника, нет имени для названия таких позорных поступков, и казаки, которые их совершают, кладут несмываемое пятно позора на все войска, и на свои казачьи части, честно дерущиеся с противником уже много месяцев».2 1 " Руководитель Добровольческой армии на Юге России генерал Алексеев отмечает, в своем письме к послу Великобритании: «Казачьи полки, возвращающиеся с фронта, находятся в полном нравственном разложении. Идеи большевизма нашли приверженцев среди широкой массы казаков».2'1 2 Вооруженный конфликт, в данном контексте, переживает стадию дробления на разнородные локальные варианты, взаимосвязанные Г Л С К . Ф . Р 4 0 . O n. I . Д . 10. Л . 19(a). 3,5 Д о к у м е н т ы ге р о и ч еск и х л е т ./ С б . д о к . и м а т е р и а л о в . Р о сто п -н /Д ., 19 8 7 . С . 121 1 2 2 . |
126 человеческого существования, появляется множество центров силы, растет политическая разнородность, этическоправовая альтернативность. «В приказе Рады № 3 указано, что «кубанские казаки, входящие в регулярный состав строевых частей Добровольческой армии, должны быть постепенно (без вреда для хода военных операций) выделены в свои казачьи части Кубанской армии. Распоряжения об организации Кубанской армии и выделении казаков из смешанных частей подготавливаются и своевременно будут отданы, но многие казаки, не ожидая этих распоряжений, самовольно покидают ряды Добровольческой армии и уходят в станицы или казачьи части, а есть и такие преступные элементы, которые отказываются идти на пополнение даже чисто казачьих частей, мотивируя свой отказ постановлением Краевой рады «О выделении Кубанской Армии». Такие явления всегда преступны, а теперь же, когда части Добровольческой Армии, истекая кровью, отбивают, может быть последний яростный натиск слабеющего противника, нет имени для названия таких позорных поступков, и казаки, которые их совершают, кладут несмываемое пятно позора на все войска, и на свои казачьи части, честно дерущиеся с противником уже много месяцев» . Вооруженный конфликт, в данном контексте, переживает стадию дробления на разнородные локальные варианты, взаимосвязанные между собой и одновременно происходящие в различных политических плоскостях, ментальная среда Северокавказского региона приобретает очертания хаотической полиструктурированности, изменение морально-нравственных представлений начинает все более сказываться на различных аспектах военного противостояния. «Люди превратились в диких зверей, и в озверении истребляют друг дру2 га» . В представлениях участников Белого движения большевизм воспринимается как явление непосредственно связанное с вооруженной конфронтацией, обусловившее начало ее перехода в стадию всеобщего гражданского противостояния, определившее раскол российского общества, параметры гражданско1ГАСК. Ф. Р -40. Оп.1. Д. 10. Л. 19. 2ГАРФ. Ф.446. Оп.2. Д.4. Л. 13. 127 го конфликта. Так, газета «Кубанская мысль» 11 мая 1919 г. писала: «Со времени Октябрьского переворота, отдавшего судьбы почти всей России в руки большевиков, безостановочно льется русская кровь. Бесчисленные злодеяния, совершаемые за это время большевистскими бандами, вернули нашу страну к эпохе нашествия Батыя на Древнюю Русь. Но есть и глубокое различие, и оно не в пользу наших дней. Тогда проливал русскую кровь, сжигал села и города, разорял церкви и монастыри чужеземный враг. Сейчас тоже самое творят русские люди, свои же братья по крови. Густой кровавый туман второй уже год стоит над Русской землей»1. В их представлениях приверженность большевистскому учению воспринималась как одна из форм морального и нравственного разложения человеческой личности. «Кучка явных предателей и политических безумцев, увлекшие за собой темные, а частью преступные элементы страны, узурпировали власть и права народные. Самозванные самодержцы, не считаясь ни с историей, ни с желаниями народа, принялись кроить и перекраивать весь строй нашей Великой Родины в угоду каким-то отвлеченным принципам. В результате клочья истерзанного тела страны, дым пожаров, потоки невинной крови и гибель всего культурного достояния Родины...»2. Также необходимо отметить наличие единой логической цепи, единого комплекса представлений, тесно связанных между собой и располагающихся в сознании участников Белого движения в следующей последовательности: идеи большевизма их воздействие на широкие слои населения региона морально-нравственное разложение, вызванное их влиянием. Руководитель Добровольческой армии на Юге России генерал Алексеев отмечает в своем письме к послу Великобритании: «Казачьи полки, возвращающиеся с фронта, находятся в полном нравственном разложении. Идеи большевизма нашли приверженцев среди широкой массы казаков» . В представлении участников антибольшевистского движения в регионе большевизм, как политическая сила, идеологическая система, часть новой по1Кошмары // Кубанская мысль. 1 1 мая. С. 1. 2ГАРФ. Ф.446. Оп.2. Д. 1. Л. 106. 3Документы героических лет Í Сб. док. и материалов. Ростов-н/Д., 1987. С.121 -122. |