1 2 3 Вполне, можно говорить о Белом и Красном терроре, как о широко распространенном методе борьбы против военнополитических оппонентов в период гражданской войны. Важное значение в разрушении традиционных правовых представлений и норм имели постулаты марксистского учения, претендующего на создание новой системы ценностей, стремящегося к вытеснению традиционных правовых представлений основанных на христианском вероучении, к замене их идеологемами марксизма. Однако и у противников большевиков традиционные правовые ориентиры основанные на христианском вероучении существенно девальвируются в период военного конфликта, утрачивая свое внутреннее содержание, остается лиш ь форма их внешнего выражения, принимающая характер обыденных ритуальных действий. Таким образом, метаморфоза правовых ориентиров затронула все, без исключения, политические лагеря, участвующ ие в гражданском вооруженном конфликте. Новая, формируемая большевистским движением правовая реальность, базирующаяся на новой идеологии, вступает во взаимодействие с традиционнымиправовыми представлениями. Закладываются основы формирования правовых ориентиров новой исторической эпохи. Рассматривая правовую культуру сельского населения Дона и Кубани, в период гражданской войны, влияние правовой составляющей, на различные аспекты существования человека в регионе, необходимо отметить, что в 1917 1920 гг. происходит ее кардинальное усложнение и, как следствие, усиление влияния на человеческую деятельность в данный период. Наблюдается процесс эволюции правовой среды региона, переход на качественно новый ее уровень. По сравнению с предшествующим периодом после гражданской войны происходит ускорение всех процессов. Если для |
129 Таким образом, в период Гражданской войны происходит видоизменение религиозно-нравственных основ человеческой деятельности, его ценностных ориентиров, утрачивается часть моральных и нравственных норм, которые присутствовали до наступления всеобъемлющего вооруженного конфликта. Значительную роль в данной метаморфозе сыграла повседневная практика военных действий и связанная с ними моральная и нравственная дезориентация сознания. Жестокость и попрание элементарных человеческих прав, отказ от исполнения своего воинского долга становятся нормой повседневной человеческой жизни. Неадаптивные действия считаются вполне допустимыми по отношению к сторонникам противостоящего военно-политического лагеря. Террор по отношению к политическим и идеологическим оппонентам принимает значительный размах. Вполне можно говорить о Белом и Красном терроре как о широко распространенном методе борьбы против политических оппонентов в период Гражданской войны. Важное значение в разрушении традиционных религиозно-нравственных представлений, морально-этических норм имели постулаты марксистского учения, претендующего на создание новой системы ценностей, стремящегося к вытеснению традиционных представлений религиозного характера, к замене их идеологемами марксизма. Однако и у противников большевиков традиционные ценности христианского, религиозного плана существенно девальвируются в период военного конфликта, утрачивая свое внутреннее содержание, остается лишь форма их внешнего выражения, принимающая характер обыденных ритуальных действий. Таким образом, метаморфоза религиозно-нразственных ценностей затронула все без исключения политические лагеря, участвующие в гражданском вооруженном конфликте. Новая, формируемая большевистским движением система ценностей, базирующаяся на новой идеологии, вступает во взаимодействие с традиционными религиозно-нравственными представлениями. Закладываются основы формирования ценностных ориентиров новой исторической эпохи, одной из них является целостное единство в осуществлении коренных общественных преобразований, вторым является противодействие их осуществлению на Северном Кавказе. 136 го существования, стремлению к сохранению прежних традиционных ценностей и смысла жизни, соответствующих предшествующему периоду сознания, присущие предшествующему отрезку исторического времени. Таким образом, происходит изменение сознания и претворение в жизнь основополагающих перемен, диктуется мыслительное возвращение к моменту предшествующему их начальному этапу. В данном контексте человеческое существование начинает проходить в двух временных и ценностных плоскостях, реализуя себя в настоящем, оно постоянно обращается к прошлому, находя в нем возможность временного выхода из реалий кризисного времени, восстановления целостности бескризисного существования. Подобное видоизменение сознания постоянно происходит в период кризиса, сменяя направленность на осуществление основополагающих преобразований, поиск элементов целостности в реальной повседневной действительности. При этом фактор изменчивости становится преобладающим и определяет поведение и деятельность значительных масс населения в кризисный период исторического развития, формируя альтернативное стремление к осуществлению основополагающих перемен, векторов социального и общественного поведения, определяя накал и активность общественно-политической борьбы. Однако существует и то, что объединяет казалось бы противоположные тенденции человеческого существования в период кризиса. В данном случае это само стремление к достижению политической целостности, которое становится самостоятельной мыслеформой сознания, присущей как социальным группам, осуществляющим преобразования, так и тем, кто, находясь в инверсионном противопоставлении реальной действительности, пытается вернуться к устоям и смыслу предшествующего отрезка исторического времени. Рассматривая политическую жизнь Северного Кавказа в период Гражданской войны, влияние политической составляющей на различные аспекты существования человека в регионе, необходимо отметить, что в 1917-1920 гг. происходит ее кардинальное усложнение и, как следствие, усиление влияния на человеческую деятельность в данный период. Наблюдается процесс эволю 193 ражения, принимающая характер обыденных ритуальных действий. Исходя из этого, метаморфоза религиозно-нравственных ценностей затронула все без исключения политические лагеря, участвующие в гражданском вооруженном конфликте. Новая, формируемая большевистским движением система ценноционными религиозно-нравственными представлениями. Закладываются основы формирования ценностных ориентиров новой исторической эпохи. В период Гражданской войны существование человека проходит в двух ценностных плоскостях, реализуя себя в настоящем, оно постоянно обращается к прошлому, находя в нем возможность временного выхода из реалий кризисного времени, восстановления целостности бескризисного существования. Подобные метаморфозы наблюдаются в сознании постоянно, сменяя направленность на осуществление основополагающих преобразований, поисков элементов целостности в реальной повседневной действительности. При этом фактор изменчивости зачастую становится преобладающим и определяет поведение и деятельность значительных масс населения в кризисный период исторического развития, формируя альтернативные стремления к осуществлению основополагающих перемен направления социального и общественного поведения, определяя накал и активность общественно-политической борьбы. Однако существует и то, что объединяет, казалось бы, противоположные тенденции человеческого существования в период кризиса. В данном случае это само стремление к достижению политической целостности, которое становится самостоятельной мьгслеформой сознания, присущей как социальным группам, осуществляющим преобразования, так и тем, кто находясь в противопоставлении реальной действительности, пытается вернуться к устоям и смыслу жизни предшествующего отрезка исторического времени. Рассматривая в целом эволюцию политической жизни в регионе, необходимо отметить, что в 1917 1920 гг. наблюдается кардинальное усложнение региональной политической жизни и, как следствие, усиление ее влияния на человеческую деятельность в данный период. Наблюдается процесс обретения ею качественно нового содержания. Происходит ускорение политических про |