Проверяемый текст
Семенов, Александр Альбертович; Политическая повседневность на Северном Кавказе в годы гражданской войны, 1917-1920 гг. (Диссертация 1999)
[стр. 126]

126 развития была обусловлена исторической ситуацией, сложивш ейся на Дону и Кубани в 1917-1920 гг., влиянием факторов внешнего порядка, общим генезисом политико-правовых связей, определившим особую роль региона в годы гражданской войны: «...вооруженная борьба зародилась сначала на южной окраине России, и лиш ь потом вспыхнула в других местах.
Борьба велась дольше всего там, где она началась, ранее всего, на Ю
ге...»,245 специфическая роль региона наиболее ярко проявилась в период всеобъемлющей вооруженной конфронтации, гражданской войны в России.
Так В.
И.
Ленин писал в декабре 1918 г., характеризуя значение данного региона для «новой» России: «...ничего на запад, немного на восток, все (почти) на юг».246 Важной особенностью
Дона и Кубани являлась социальная дифференциация сельского населения составлявшего тогда больш инство и имевшего свои специфические особенности.
Каждая из представленных на Дону и Кубани общественных и социальных групп выполняла свои социальные, определенные внутрисоциумные функции, спектр которых формировался на протяжении предшествующей истории региона.
Функциональное разделение достаточно эффективно сказывалось в периоды регионального развития, предшествующ ие
кризисному, на общей устойчивости правовых и социальных отношений и придавала социуму стабильность, необходимую для его дальнейшего развития в правовой, политической, социокультурной, экономической и иных сферах жизнедеятельности, что, разумеется, не исключало правовых, социальных конфликтов и столкновений, не угрожавших, однако, стабильности политического существования.
-15ф о н Д а м п е А .А .
П р и ч и н ы н е у д а ч н о го в ы с т у п л е н и я б е л ы х .
М ., 1991.
С
.Н .
2 4 6В .И .
Л е н и н .
П оли.
с о б р .
со ч .
T .5 0 .
С .2 2 1 .
[стр. 139]

139 РАЗДЕЛ Ilf.
ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ БОРЮЩЕГОСЯ ЧЕЛОВЕКА Устойчивость отношений в рамках северокавказского социума в изучаемый период подвергается, как и иные сферы человеческой жизнедеятельности, значительной трансформации.
Данная трансформация нашла свое отражение в политических представлениях, восприятии окружающей политической действительности.
Смена ориентиров внугрисоциумного развития была обусловлена исторической ситуацией, сложившейся в Северокавказском крае в 1917-1920 гг., влиянием факторов внешнего порядка, общим генезисом политических связей, определивших особую роль региона в годы Гражданской войны: «...вооруженная борьба зародилась сначала на южной окраине России, и лишь потом вспыхнула в других местах.
Борьба велась дольше всего там, где она началась, ранее всего, на Ю
ге...»1.
Специфическая роль региона наиболее ярко проявилась в период всеобъемлющей вооруженной конфронтации, Гражданской войны в России.
Так, В.И.Ленин писал в декабре 1918 г., характеризуя значение данного региона для «новой» России: «...ничего на запад, немного на восток, все (почти) на юг» .
Важной особенностью
Северного Кавказа являлась социальная дифференциация, имевшая свои отличительные черты.
Каждая из представленных на Северном Кавказе общественных и социальных групп выполняла свои социальные, определенные внутрисоциумные функции, спектр которых формировался на протяжении предшествующей истории региона.
Функциональное разделение достаточно эффективно сказывалось в периоды регионального развития, предшествующие
кризису, на общей устойчивости социальных отношений и придавала северокавказскому социуму устой' Фон Лампе A.A.
Причины неудачного выступления белых.
М., 1991.
С.

14.
2В.И.
Ленин.
Полное собрание сочинений.
-М.
Т.50.
-С.221.


[стр.,140]

140 чивость, необходимую для его дальнейшего развития в политической, социокультурной, экономической и иных сферах жизнедеятельности, что, разумеется, не исключало социальных конфликтов и столкновений, не угрожавших, однако, стабильности политического существования.
С возникновением кризисных тенденций в развитии региона, ставших следствием общесистемного кризиса, положение в структуре северокавказского социума и в его внешнем окружении кардинальным образом изменяется.
Помимо нарастания традиционных социальных противоречий экономического и политического характера, принимающих в данный отрезок исторического времени характер острых затяжных конфликтов, появляются противоречия социального, группового характера, идет борьба за доминирующее положение в системе общественных связей, за усиление влияния той или иной социальной группы в пределах регионального социума.
Об этом свидетельствует, например, заявление, направленное 1 июня 1917 г.
Комиссару Кубанской области из Гражданского Исполнительного продовольственного комитета станицы Пластуновской.
В нем, в частности, указывалось на то, что: «Иногородние лица в станице Пластуновской, избранные в Комитет продовольствия, совместно с казаками сильно притесняют своими действиями, вмешиваются в дела коренных казаков...
население казаков жителей станицы и ее хуторов и казачье правление признает вполне необходимым отделить продовольственный комитет казачий от иногороднего, дабы последние, не имели право распоряжаться судьбою казака, казак есть грозная сила, который есть охрана отечества, а его судьбою распоряжаются пришельцы, иногородние лица...»1.
Это приводит отдельные социальные группы северокавказского социума, в частности казачество, к стремлению обрести доминирующее положение в его структуре и зафиксировать это политическими средствами: «Обсуждая вопрос о желательной организации, устройства и самобытности казачества и вообще Кубанского войска, в частности нашли необходимым высказать следующие свои пожелания: 1ГАКК.
Ф.
Р 6 .
Оп.1.
Д.
14.
Л.140,141.

[Back]