Проверяемый текст
Семенов, Александр Альбертович; Политическая повседневность на Северном Кавказе в годы гражданской войны, 1917-1920 гг. (Диссертация 1999)
[стр. 164]

164 от имени всего трудящегося народа: «При прочтении просим передавать другим».304 Практически все листовки зеленых изготавливались на печатной машинке и тайно развеш ивались в населенных пунктах или подбрасывались конкретным адресатам.
Так, например, «Воззвании крестьян Черноморской губернии» говорится: «Товарищи красноармейцы! Вот уж е почти полгода, как вы под руководством коммунистов заняли Черноморское побережье, на своих штыках принесли гражданскую войну, начали притеснять, арестовывать, расстреливать мирных жителей и заставили нас вновь взяться за оружие и уйти в горы.
Мы.
крестьяне всегда были и будем противниками гражданской войны —мы не хотим проливать братской крови.
Н о мы всегда боролись и будем бороться против насилия и справа и слева.
Мы, с оружием в руках, выгоняли и коммунистов, и добровольцев и те и другие хотели загнать нас, крестьян, палками и плетками в рай, одни в коммунистический, другие в
монархический...».305 Достижение общественной стабильности, таким образом, связывалось авторами данных листовок с возможностью устранения с политической сцены двух основных противоборствующих лагерой.
« Пора уже нам создать свою крестьянскую армию, которая бы смела и
реакцию и коммуну и обеспечила бы нам свободу и землю».306 Другим видом воззваний к местному населению были листовки, носящие обличительный характер.
Здесь наиболее ярким примером может служить листовка «Разорителям России»: «П риказ об истреблении нас вилами и топорами кажется смешным, эго вы сами отлично понимаете, так как наступает конец вашей хулиганской власти.
Все честные граждане давно поняли, к чему ведет ваша власть, и ушли в 301 Р Г В А .Ф .
3 9 8 6 2 .
О п .
1 .Д .
1 3 .Л .
154 305 Г Л К К .
Ф .
15 4 2 .
O n.
1.
Д .
1 N .
Л .3 2 .
30ь Г А К К .
Ф .
15 4 2 .
O n.
I .
Д .4 7 .
Л .6.
[стр. 84]

84 является истинным разрушителем привычного миропорядка окружающей действительности, устоявшегося положения вещей, основного смысла жизни.
В общественно-индивидуальном сознании возникает дилемма: враг союзник, разрешение которой реализуется преимущественно специфическим способом перенесением представлений о «вражеском окружении» на все действующие внутренние и внешние политическое силы.
В глазах крестьянской массы статус «время» часто приобретает оттенки как красные, так и белые.
В «Воззвании крестьян Черноморской губернии» говорится: «Товарищи красноармейцы! Вот уже почти полгода, как вы под руководством коммунистов заняли Черноморское побережье, на своих штыках принесли гражданскую войну, начали притеснять, арестовывать, расстреливать мирных жителей и заставили нас вновь взяться за оружие и уйти в горы.
Мы, крестьяне, всегда были и будем противниками гражданской войны мы не хотим проливать братской крови.
Но мы всегда боролись и будем бороться против насилия и справа и слева.
Мы, с оружием в руках, выгоняли и коммунистов, и добровольцев и те и другие хотели загнать нас, крестьян, палками и плетками в рай, одни в коммунистический, другие в
монархический...»1.
Достижение политической целостности связывалось с возможностью устранения с политической сцены двух основных противоборствующих лагерей.
« Пора уже нам создать свою крестьянскую армию, которая бы смела и
о реакцию и коммуну и обеспечила бы нам свободу и землю» .
Указанные ментальные характеристики политической среды, обуславливали внутренние колебания политической активности между крайними полюсами: от жесткого отрицания какого-либо из направлений политической жизни масс, до ее полной и безоговорочной поддержки.
И.В.
Сталин отмечал, характеризуя политическое положение в Донской области в период Гражданской войны, что: «Казачьи части, именующие себя советскими, не хотят вести решительную борьбу с казачьей контрреволюци1 ГАКК.
Ф.1542.
ОпЛ.Д.111.
Л.32.
‘Там же.
Д.47.
Л.6.

[Back]