28 Раздел 1. Трансформация традиционной правовой культуры сельского населения Дона и Кубани в контексте ускорении модернизационных процессов В исследовании правовой культуры населения любого региона на определенном промежутке времени важное место занимает характеристика правовых норм существующих в определенной социальной среде. В данном случае в среде сельского населения Дона и Кубани, как части региона Северного Кавказа. Исходя из этого, в данном контексте, норма понимается как предел допустимого. Само понятие правовых норм в конкретном обществе определяет исторически сложившиеся и в большинстве случаев оформленный юридически предел, меру, интервал допустимого или дозволенного поведения, деятельности людей, социальных групп, социальных организаций.33 Правовые нормы, в отличие от естественных норм физических и биологических процессов, складываются как результат адекватного или искаженного отражения в сознании и поступках людей объективных закономерностей функционирования общества. Исходя из этого, они или соответствуют законам общественного развития, выступая как «естественные», или недостаточно адекватны им, либо вступают в противоречие из-за искаженного отражения объективных закономерностей. В области общественных отношений действуют правовые нормы, которые определяют предел, меру, интервал допустимого поведения, деятельности людей, социальных групп, социальных организаций, существующие в виде некоторых предписаний и правил. Эти правила могут выступать как нормы права, устанавливаться и охраняться государством, выражаться в официальных законодательных актах, являясь 33 Г и л и н ски Я Я .И . С о ц и о л о ги я д е в и а н т н о г о п о в е д е н и я : К р а тк и й о ч е р к //Р у б е ж . 19 9 2 . № З .С .5 б . |
166 ГЛАВА 3. ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА В ГОДЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ З.ЕПьянство и борьба за трезвость как социальный фактор повседневного быта населения Северного Кавказа В исследовании повседневной жизни населения любого региона на определенном промежутке времени наиболее перспективным представляется использование дихотомии «норма-аномалия», которые характеризуют повседневность. Мирное течение общественной жизни, если использовать понятие адаптивной нормы, можно счигатъ нормальным ходом развития, а войну аномальным. Определяющим для понимания отклонения выступает понятие нормы. В теории организации сложилось единое для естественных и общественных наук понимание нормы как предела, меры допустимого. «Социальная норма» определяет исторически сложившиеся в конкретном обществе предел, меру, интервал допустимого или дозволенного поведения, деятельности людей, социальных групп, социальных организаций (1). Социальные нормы, в отличие от естественных норм физических и биологических процессов, складываются как результат адекватного или искаженного отражения в сознании и поступках людей объективных закономерностей функционирования общества. Исходя из этого, они или соответствуют законам общественного развития, выступая как «естественные», или недостаточно адекватны им, либо вступают в противоречие из-за искаженного отражения объективных закономерностей. В таком случае аномальной становится «норма», нормальны, естественны отклонения от нее. Дихотомия «норма-аномалия» существует как в сфере научных знаний, так и в сфере повседневной жизни. В области общественных отношений действуют социальные нормы, которые определяют предел, меру, интервал допустимого поведения, деятельности людей, социальных групп, социальных организаций, существующие в виде некоторых предписаний и правил. Эти правила могут выступать как нормы права, устанавливаться и охраняться государством, выражаться в официальных законодательных актах, являясь обязательными для всех граждан. Они получили название нормативных суждений власти (2). Для того, чтобы на практике данные правила эффективно исполнялись, государством J |