Проверяемый текст
Корниенко, Татьяна Анатольевна; Социальная повседневность населения Северного Кавказа в годы Первой мировой войны (август 1914 - февраль 1917 гг. ) (Диссертация 2002)
[стр. 40]

40 Северного Кавказа можно извлечь из архивных материалов, воспоминаний современников.
Одним из агитаторов за ведение трезвого образа жизни в годы войны была периодическая печать того времени, призывавшая не нарушать закона об ограничении продажи спиртных напитков и их потребления в годы войны.
М естная пресса настойчиво публиковала обращения к населению «изгнать зеленого змия из своего дома, пока не будет окончательно побежден враг», «полностью устранить из потребления спиртные напитки в виду сохранения общественного спокойствия в тяжелую годину народных испытаний».67
В газетах для всеобщего обозрения публиковались и радующие глаз обывателя сведения о «поразительных результатах», которые дало полное прекращение торговли спиртными напитками.
Так, Кубанские областные ведомости отмечали, что с января по июнь 1915 г.
число пьяных, задержанных при полицейских участках до вытрезвления, сократилось на 80%, а в криминальной хронике зарегистрировано лишь «незначительное количество проступков, вроде нарушения общественной тишины и спокойствия со стороны выпивших».68
Местные корреспонденты писали о переменах, произошедших с людьми после введения сухого закона: «после объявлении мобилизации и закрытия трактиров, винных и пивных лавок, село стало неузнаваемо, как будто народ переродился.
Воцарились всюду тиш ина и спокойствие.
Не стало слышно в селе
ни шуму, ни брани, ни драки, ни пожаров, непременных явлений в былые дни, когда широким потоком лилось вино.
Сельчане одумались, «пришли в себя», все осознали важность совершающихся событий.
Не пившие рады тому, что видят членов семьи трезвыми и заделом».69
67 К уб ан ски е ведом ости .
1 9 1 5 .4 авгу ста.
С .2 .
',в К у б а н с к и е вед о м о сти .
1 9 1 5 .2 6 а в гу с т а .
С .З .
w С свер о кан казски П край.
19 1 4 .
12 я н в а р я .
С .4 .
[стр. 175]

175 сти, «деятельность этой организации, поставившей перед собой определенную задачу борьбу с алкоголизмом, приняла разнообразный характер: оказание материальной помощи семьям запасных, призванных в войска, денежные сборы в пользу раненых воинов и культурнопросветительная работа» (36).
Как же население отнеслось к ограничению продажи и употребления спиртных напитков, ставших неотъемлемой ч аст о повседневности? И.Д.Воронин, автор вышедшей в 1916 году в Петербурге книги «Жизнь деревни в дни трезвости», замечает, что «сухой закон стал импульсом могучей волны, которая охватила разнообразные слои населения.
Правительственные учреждения, духовенство, органы общественного самоуправления, сельские общества, печать, отдельные общественные работники все откликнулись на злободневный пьяный вопрос и старались принимать посильное участие в его практическом разрешении» (37).
Некоторые современники введение сухого закона считали необходимой мерой в связи с войной и оценивали ее как «беспримерный в истории героическим средством насаждения трезвости, которое должно было иметь грандиозные по своей важности последствия» (38).
Священнослужители отмечали, что «начало войны ознаменовалось великим событием, радостным в жизни русского народа.
Прекращение продажи спиртных напитков во время мобилизации возбудило во всех классах населения настойчивое желание прекратить продажу спирта и вина на все время войны» (39).
Богатый материал об отношении населения к введению «сухого закона», переменах в повседневности населения Кубанской, Ставропольской областей, Черноморской и Терской губерний можно извлечь из архивных материалов, воспоминаний современников.
Одним из агитаторов за ведение трезвого образа жизни в годы войны была периодическая печать того времени, призывавшая не нарушать закона об ограничении продажи спиртных напитков и их потребления в годы войны.
Местная пресса настойчиво публиковала обращения к населению «изгнать зеленого змия из своего дома, пока не будет окончательно побежден враг», «полностью устранить из потребления спиртные напитки в виду сохранения общественного спокойствия в тяжелую годину народных испытаний»
(40).


[стр.,176]

176 В газетах для всеобщего обозрения публиковались и радующие глаз обывателя сведения о «поразительных результатах», которые дало полное прекращение торговли спиртными напитками.
Так, Кубанские областные ведомости отмечали, что с января по июнь 1915г.
число пьяных, задержанных при полицейских участках до вытрезвления, сократилось на 80%, а в криминальной хронике зарегистрировано лишь «незначительное количество проступков, вроде нарушения общественной тишины и спокойствия со стороны выпивших»
(41).
Местные корреспонденты писали о переменах, произошедших с людьми после введения сухого закона: «после объявлении мобилизации и закрытия трактиров, винных и пивных лавок, село
(Медвежье Ставропольская губерния) стало неузнаваемо, как будто народ переродился.
Воцарились всюду тишина и спокойствие.
Не стало слышно в селе
тш шуму, ни брани, ни драки, ни пожаров, непременных явлений в былые дни, когда широким потоком лилось вино.
Сельчане одумались, «пришли в себя», все осознали важность совершающихся событий.
Не пившие рады тому, что видят членов семьи трезвыми и за делом»
(42).
До чего времена меняются! Взять к примеру наших кагуманцев, ничего-то им до сего времени не было нужно была бы только монополия, а теперь, когда закрыты питейные заведения отвыкли мужики от пьянства, завелисьденьжата, выписывают газеты, читают, рассуждают и в довершении всего -решили ходатайствовать о замене имеющейся амбулаторной больницы, о постройке моста, пришедшего в ветхость.
И самое главное решили ходатайствовать о закрытии навсегда в селе питейных заведений», писал в октябре 1914 г.
«Северокавказский край» (43).
Перемены в поведении людей в первые годы введения «сухого закона» были заметны.
«Переживая ужасы войны, русский народ крепнет телом и духом, не отравляемый больше алкоголем, —отмечал священнослужитель, Запрещение продажи водки и других спиртных напитков отразились на народной жизни с лучшей стороны...
Женщины на улицах говорят, что нам, русским женщинам нужно собраться и поднести Царю Батюшке Золотой Крест как знак глубокой и горячей благодарности за отмену продажи водки» (44).
Таким образом, в первые месяцы войны политика полного запрещения торговли спиртными напитками быстро распространилась по всей стране.
Исследователи полагают, что на первых порах простого запрета на торговлю алкоголем было

[Back]