Проверяемый текст
Корниенко, Татьяна Анатольевна; Социальная повседневность населения Северного Кавказа в годы Первой мировой войны (август 1914 - февраль 1917 гг. ) (Диссертация 2002)
[стр. 42]

4 2 застолья, даже не связанного с праздниками, а обычного употребления пищи.
Именно в это время в обозначенном регионе, как и повсеместно в России, население начинает
впрямую нарушать правовую норму налагающую запрет на употребление алкоголя начинает «изобретать» напитки, значительнее крепче вина и пива, продажа которых была официально разрешена в некоторых регионах.
Этот факт говорит о том, что спиртосодержащие напитки пользовались повышенным спросом.
Фальсификация спиртных напитков шла в различных направлениях.
В указанных областях на 1 месте по потреблению в годы войны стояли наиболее «слабые» напитки, приготовленные домашним способом из хлебных и сахаристых продуктов.

Со времен запрета продажи спиртных напитков они получили ш ирокое распространение, что привело к появлению новой для предвоенной России профессии квасоваров, выпускавших на продажу хлебные квасы с невысоким содержанием алкоголя всего 5%, но иногда и 10%.
Такие
напитки станичное население употребляло на свадьбы, 72 престольные праздники.
В станицах со стороны лю дей, «наиболее подверженных пристрастию к спиртным напиткам» появилось стремление заменить исчезнувшую водку какими-либо другими крепкими, опьяняющими средствами.
Большей «популярностью» пользовался со стороны алкоголиков денатурированный спирт.
В городах и крупных станицах в казенных лавках обыватель мог свободно его купить, кроме того, в аптеках и москательных лавках в продаже можно было найти лак и политуру.
«В городах, замечает А.М .Фаресов в своей книге «Ж изнь деревни в дни трезвости», выпущенной в 1916 г, проявляется следов пьянства больше, чем в деревне.
В городах любители выпить
72 С еверокавказски й край.
1914.
13 мая.
С .З.
[стр. 177]

достаточно, чтобы добиться результатов, ожидаемых сторонниками трезвости.
В полицейских сводках отмечалось, что хулиганство практически исчезло, даже ругательств не было слышно.
Осенью 1914 г.
число преступлений уменьшилось почти вдвое, случаи сельских пожаров сократились почти на одну треть.
Об успешности начинания говорит и тот факт, что с прекращением торговли спиртными напитками население начато скапливать свои сбережения, а не тратить их на водку, как было ранее.
Так, с начата августа 1914 по конец марта 1915 г.
в сберегательных кассах вклады клиентов возросли на 162,7 млн.
рублей ( против 6,5млн.
руб за тог же период предыдущего года) (45).
Поэтому многие современники были уверены, что если ограничение алкогольными напитками продлится от 5 до 30 лет, то «все ужасные последствия нашей эры исчезнут, и произойдет полное возрождение нации».
В 1914инач.
1915 г.
часть населения Северного Кавказа осуждала привычку к алкоголю, хотя и сама в недалеком прошлом была любителями выпить.
Для старшего поколения спиртные напитки были злом, которое, по их мнению, толкало молодежь на неповиновение, поэтому для него сухой закон стал своеобразным возвращением к патриархальным порядкам.
Но, несмотря на подобные положительные результаты в повседневной жизни населения, произошедшие в результате запрещения продажи спиртных напитков, в 1915 г.
ситуация изменилась.
Широко распространилось шинкарство незаконная продажа спиртных напитков, благодаря которой обыватель стал снова пить.
Алкогольные напитки всегда служили своеобразной разрядкой после тяжелой физической работы, помогали снимать эмоциональную перегрузку, связанную с повседневными проблемами.
Кроме того, спиртное служило обязательным атрибутом любого застолья, даже не связанного с праздниками, а обычного употребления пищи.
Именно в это время в обозначенном регионе, как и повсеместно в России, население начинает (изобретать» напитки, значительнее крепче вина и
нива, продажа которых была официально разрешена в некоторых регионах.
Этот факт говорит о том, что спиртосодержащие напитки пользовались повышенным спросом.
Фальсификация спиртных напитков шла в различных направлениях.
В указанных областях на 1 месте по потреблению в годы войны стояли наиболее «слабые» напитки, приготовленные домашним способом из хлебных и сахаристых про


[стр.,178]

178 дукгов.
Со времен запрета продажи спиртных напитков они получили широкое распространение, что привело к появлению новой для предвоенной России профессии квасоваров, выпускавших на продажу хлебные квасы с невысоким содержанием алкоголя всего 5%, но иногда и 10%.
Такие
налитки станичное население употребляло на свадьбы, престольные праздники (46).
В станицах со стороны людей, «наиболее подверженных пристрастию к спиртным напиткам» появилось стремление заменить исчезнувшую водку какимилибо другими крепкими, опьяняющими средствами.
Большей «популярностью» пользовался со стороны алкоголиков денатурированный спирт.
В городах и крупных станицах в казенных лавках обыватель мог свободно его купить, кроме того, в аптеках и москательных лавках в продаже можно было найти лак и политуру.
«В городах, —замечает А.М.Фаресов в своей книге «Жизнь деревни в дни трезвости», выпущенной в 1916 г, проявляется следов пьянства больше, чем в деревне.
В городах любители выпить
настоятельнее ищут крепких напитков и легче их получают различными путями, прежде всего через врачей и ветеринаров, имевших возможность выписывать спирт для приема внутрь и на компрессы людям и домашним животным» (47).
Все это значительно облегчало жителям городов получение при помощи различных запрещенных законом приемов спиртных напитков и суррогатов для опьянения.
В сельской местности исследуемого региона, кроме кваса, население употребляло спиртные напитки домашнего производства.
Широко практиковалось приготовление пива, варка браги.
Для их приготовления использовали не только хлебные продукты, но и сахаристые, медовые, плодовитые, ягодные.
Старинный обычай в годы войны получил второе дыхание, но имел несколько иное значение: изготовления напитков было направлено не на получение приятного вкуса, а на достижение охмеляющего эффекта, который может послужить заменой исчезнувшей из продажи водки.
Многие заменяли водку бродильными напитками, но разочаровывались в этом, потому что получали «удовлетворительное опьянение выпивали по 23 бутылки, а пьянило слабо, только часто странно вздувало живот» (48).

[Back]