Проверяемый текст
Корниенко, Татьяна Анатольевна; Социальная повседневность населения Северного Кавказа в годы Первой мировой войны (август 1914 - февраль 1917 гг. ) (Диссертация 2002)
[стр. 43]

43 настоятельнее ищут крепких напитков и легче их получают различными путями, прежде всего через врачей и ветеринаров, имевших возможность выписывать спирт для приема внутрь и на компрессы лю дям и домаш ним животным».73 Все это значительно облегчало жителям городов получение при помощи различных запрещенных законом приемов спиртных напитков и суррогатов для опьянения.
В сельской местности исследуемого региона, кроме кваса, население употребляло спиртные напитки домашнего производства.
Ш ироко практиковалось приготовление пива, варка браги.
Для их приготовления использовали не только хлебные продукты, но и сахаристые, медовые, плодовитые, ягодные.
Старинный обычай в годы войны получил второе дыхание, но имел несколько иное значение; изготовления напитков было направлено не на получение приятного вкуса, а на достижение охмеляющего эффекта, который может послужить заменой исчезнувшей из продажи водки.
М ногие заменяли водку бродильными напитками, но разочаровывались в этом, потому что получали «удовлетворительное опьянение выпивали по 23 бутылки, а пьянило слабо, только часто странно вздувало живот».74
Кроме этого, как отмечают исследователи, широко было распространено араковаренис изготовление самогона, который до военных лет делали очень редко.
До 1914 г.
были сообщения только о 600 случаях, в 1915 г.
полицией было раскрыто около 6000 случаев незаконного производства алкогольных напитков, а с сентября 1916 по
71 Ф а р е с о в Л .И .
Н ар о д и т р е зв о с т ь .
П г., 1917.
71 Т е р с к и е вед о м о сти .
1 9 1 5 .2 5 и ю ня.
С .З .
[стр. 178]

178 дукгов.
Со времен запрета продажи спиртных напитков они получили широкое распространение, что привело к появлению новой для предвоенной России профессии квасоваров, выпускавших на продажу хлебные квасы с невысоким содержанием алкоголя всего 5%, но иногда и 10%.
Такие налитки станичное население употребляло на свадьбы, престольные праздники (46).
В станицах со стороны людей, «наиболее подверженных пристрастию к спиртным напиткам» появилось стремление заменить исчезнувшую водку какимилибо другими крепкими, опьяняющими средствами.
Большей «популярностью» пользовался со стороны алкоголиков денатурированный спирт.
В городах и крупных станицах в казенных лавках обыватель мог свободно его купить, кроме того, в аптеках и москательных лавках в продаже можно было найти лак и политуру.
«В городах, —замечает А.М.Фаресов в своей книге «Жизнь деревни в дни трезвости», выпущенной в 1916 г, проявляется следов пьянства больше, чем в деревне.
В городах любители выпить настоятельнее ищут крепких напитков и легче их получают различными путями, прежде всего через врачей и ветеринаров, имевших возможность выписывать спирт для приема внутрь и на компрессы людям и домашним животным» (47).
Все это значительно облегчало жителям городов получение при помощи различных запрещенных законом приемов спиртных напитков и суррогатов для опьянения.
В сельской местности исследуемого региона, кроме кваса, население употребляло спиртные напитки домашнего производства.
Широко практиковалось приготовление пива, варка браги.
Для их приготовления использовали не только хлебные продукты, но и сахаристые, медовые, плодовитые, ягодные.
Старинный обычай в годы войны получил второе дыхание, но имел несколько иное значение: изготовления напитков было направлено не на получение приятного вкуса, а на достижение охмеляющего эффекта, который может послужить заменой исчезнувшей из продажи водки.
Многие заменяли водку бродильными напитками, но разочаровывались в этом, потому что получали «удовлетворительное опьянение выпивали по 23 бутылки, а пьянило слабо, только часто странно вздувало живот»
(48).


[стр.,179]

179 Кроме этого, как отмечают исследователи, широко было распространено араковарение изготовление самогона, который до военных лет делали очень редко.
До 1914 г.
были сообщения только о 600 случаях, в 1915 г.
полицией было раскрыто около 6000 случаев незаконного производства алкогольных напитков, а с сентября 1916 помай
1917 года их число увеличилось до 9351 случаев (49).
Однако реальное число подпольных самогонщиков было в десятки раз выше.
Технику приготовления этого ставшеголюбимымпочти повсеместно напитка принесли технически грамотные военные беженцы из Польши и Прибалтики, которые ходили по селам и изготавливали для населения самогон, а за дополнительную штату обучали хозяев пользоваться самогонными аппаратами.
Распространению технологии приготовления этого алкогольного напитка способствовали и бывшие рабочие спиртзаводов, лишившиеся заработка в результате введения сухого закона.
Современники говорили о том, что изготовлением спиртных налитков в основном занимались представители других национальностей, проживающих в регионе, и продавали их в села и станицы.
«Со всех сторон из соседних туземных селений хлынуло к нам в регион море араки и других спиртных напитков и пошло пьянство хуже прежнего.
Только вместо казны стали награждать туземцев —выделывателей араки, трудовые денежки им нести, хоть на свою нужду жалуемся» (50).
Арака или самогон, стала в регионе одним из излюбленных спиртных напитков.
Население слагало по поводу араки стихи, указывающие на глубокое укоренение в повседневной жизни спиртных напитков: У занесенного снегом оконца /Старуха казачка сидит./ И думает крепкую думу, Как бы араки сварить/ Скоро поминки справлять ей придется/ Умер любимый сынок на войне/Без самогона как тут обойдется?/ Нет, не знают поминок иначе оне./ Вот и старик без спиртного как мается,/Места нигде не найдет./Страшная боль, вмиг, во всем поднимается,/ Лишь от араки пройдет/ Как же варить? Вдруг акцизный проведает/ Все отберет, протокол и тюрьма.../ Лучше тюрьма, что угодно пусть делает/ Но без араки нельзя (51).
По мнению А.
Мак-Ки, как народный промысел самогоноварение знаменовало провал эксперимента Николая II (52).
«С закрытием питейных заведений, отмечается в Кубанской Мысли за 1915 год, пьянство не было искорено.
Шинкарство переживало разные формы своего развития.
Открыты двери бывших пивных, трактиров, где продаются прохладительные налитки, откуда выползают один за

[Back]