44 . « с май 1917 года их число увеличилось до 9351 случаев. Однако реальное число подпольных самогонщиков было в десятки раз выше. Технику приготовления этого ставшего любимым почти повсеместно напитка принесли технически грамотные военные беженцы из Полыни и Прибалтики, которые ходили по селам и изготавливали для населения самогон, а за дополнительную плату обучали хозяев пользоваться самогонными аппаратами. Распространению технологии приготовления этого алкогольного напитка способствовали и бывшие рабочие спиртзаводов, лиш ивш иеся заработка в результате введения сухого закона. Современники говорили о том, что изготовлением спиртных напитков в основном занимались представители других национальностей, проживающих в регионе, и продавали их в села и станицы. «Со всех сторон из соседних туземных селений хлынуло к нам в регион море араки и других спиртных напитков и пошло пьянство хуже прежнего. Только вместо казны стали награждать туземцев выделывателей араки, трудовые денежки им нести, хоть на свою нужду жалуемся».76 Арака или самогон, стала в регионе одним из излюбленных спиртных напитков. Население слагало по поводу араки стихи, указывающие на глубокое укоренение в правовой культуре сельского населения Дона и Кубани незаконное потребление спиртных напитков: Вот и старик без спиртного как мается, М еста нигде не найдет. Страшная боль, вмиг, во всем поднимается, Лишь от араки пройдет.77 75 Г А Р Ф . Ф . 1 0 2 .2 -е д е л о п р о и зв о д с т в о . О п .1 . Д .9 . Л .35. '® К у б а н с к и е вед о м о сти . 1 9 1 5 .3 0 с е н т я б р я . С .З . 77 С е в с р о к а в к а зс к и й к р ай . 1915. 15 а п р е л я . С .4 . |
179 Кроме этого, как отмечают исследователи, широко было распространено араковарение изготовление самогона, который до военных лет делали очень редко. До 1914 г. были сообщения только о 600 случаях, в 1915 г. полицией было раскрыто около 6000 случаев незаконного производства алкогольных напитков, а с сентября 1916 помай 1917 года их число увеличилось до 9351 случаев (49). Однако реальное число подпольных самогонщиков было в десятки раз выше. Технику приготовления этого ставшеголюбимымпочти повсеместно напитка принесли технически грамотные военные беженцы из Польши и Прибалтики, которые ходили по селам и изготавливали для населения самогон, а за дополнительную штату обучали хозяев пользоваться самогонными аппаратами. Распространению технологии приготовления этого алкогольного напитка способствовали и бывшие рабочие спиртзаводов, лишившиеся заработка в результате введения сухого закона. Современники говорили о том, что изготовлением спиртных налитков в основном занимались представители других национальностей, проживающих в регионе, и продавали их в села и станицы. «Со всех сторон из соседних туземных селений хлынуло к нам в регион море араки и других спиртных напитков и пошло пьянство хуже прежнего. Только вместо казны стали награждать туземцев —выделывателей араки, трудовые денежки им нести, хоть на свою нужду жалуемся» (50). Арака или самогон, стала в регионе одним из излюбленных спиртных напитков. Население слагало по поводу араки стихи, указывающие на глубокое укоренение в повседневной жизни спиртных напитков: У занесенного снегом оконца /Старуха казачка сидит./ И думает крепкую думу, Как бы араки сварить/ Скоро поминки справлять ей придется/ Умер любимый сынок на войне/Без самогона как тут обойдется?/ Нет, не знают поминок иначе оне./ Вот и старик без спиртного как мается,/Места нигде не найдет./Страшная боль, вмиг, во всем поднимается,/ Лишь от араки пройдет/ Как же варить? Вдруг акцизный проведает/ Все отберет, протокол и тюрьма.../ Лучше тюрьма, что угодно пусть делает/ Но без араки нельзя (51). По мнению А. Мак-Ки, как народный промысел самогоноварение знаменовало провал эксперимента Николая II (52). «С закрытием питейных заведений, отмечается в Кубанской Мысли за 1915 год, пьянство не было искорено. Шинкарство переживало разные формы своего развития. Открыты двери бывших пивных, трактиров, где продаются прохладительные налитки, откуда выползают один за |