Проверяемый текст
Корниенко, Татьяна Анатольевна; Социальная повседневность населения Северного Кавказа в годы Первой мировой войны (август 1914 - февраль 1917 гг. ) (Диссертация 2002)
[стр. 45]

45 По мнению А.
М ак-Ки, как народный промысел самогоноварение
78 v знаменовало провал эксперимента Николая II.
«С закрытием питейных заведений, отмечается в Кубанской М ысли за 1915 год, пьянство не было
искоренено.
Ш инкарство переживало разные формы своего развития.
Открыты двери бывш их пивных, трактиров, где продаются прохладительные
напитки, откуда выползают один за другим посетители с мутными глазами, почерневшими лицами, и, несмотря па страшное усилие идти вперед, падают на месте, поднимаются и ковыляют далыие».7 У Донесения жандармов военных лет содержат сведения об изобретательности населения в средствах для незаконного получения спиртных напитков.
«Обнаружен тайный винокуренный завод, который помещался во флигиле в помещении под прачечную.
Было установлено, что завод этот, по-видимому, существует продолжительный срок, и выкурил значительное количество спирта и водки.
Судя по найденным приспособлениям, завод в один прием мог выкуривать от 5-6 ведер водки,
80 а в суткидо 20 ведер».
Или: «близ селения С.
в лесном густом овраге обнаружен водочный завод с 2 котлами.
Здесь выкуривали араку, и он был захвачен во время работы.
П ри подъезде стражников винокуры пустились бежать в
чащу леса и скрылись...
В то же время по стражникам был открыт огонь со стороны неизвестного туземца,
поО1 видимому охранявшего завод».
«М естными властями станицы Крымской Кубанской области арестован кишмишевый завод крестьянина П.
на полном ходу.
Все аппараты были в действии.
Несколько бутылок наполнено водкой, а так же имелся бочонок, в котором 12 ведер
78 М а к -К и А .
У к а з .
соч .
С .147-159.
п К у б ан ск ая м ы с л ь .
15 с е н т я б р я .
191 5 .
С .4 .
т Г Л К К .Ф .
5 8 3 .
О п .1.
Д .1 0 7 3 .
Л .
13.
81 Г А С К .
Ф .
IO l.O n .4 .
Д .3 6 1 5 .
Л .
18.
[стр. 179]

179 Кроме этого, как отмечают исследователи, широко было распространено араковарение изготовление самогона, который до военных лет делали очень редко.
До 1914 г.
были сообщения только о 600 случаях, в 1915 г.
полицией было раскрыто около 6000 случаев незаконного производства алкогольных напитков, а с сентября 1916 помай 1917 года их число увеличилось до 9351 случаев (49).
Однако реальное число подпольных самогонщиков было в десятки раз выше.
Технику приготовления этого ставшеголюбимымпочти повсеместно напитка принесли технически грамотные военные беженцы из Польши и Прибалтики, которые ходили по селам и изготавливали для населения самогон, а за дополнительную штату обучали хозяев пользоваться самогонными аппаратами.
Распространению технологии приготовления этого алкогольного напитка способствовали и бывшие рабочие спиртзаводов, лишившиеся заработка в результате введения сухого закона.
Современники говорили о том, что изготовлением спиртных налитков в основном занимались представители других национальностей, проживающих в регионе, и продавали их в села и станицы.
«Со всех сторон из соседних туземных селений хлынуло к нам в регион море араки и других спиртных напитков и пошло пьянство хуже прежнего.
Только вместо казны стали награждать туземцев —выделывателей араки, трудовые денежки им нести, хоть на свою нужду жалуемся» (50).
Арака или самогон, стала в регионе одним из излюбленных спиртных напитков.
Население слагало по поводу араки стихи, указывающие на глубокое укоренение в повседневной жизни спиртных напитков: У занесенного снегом оконца /Старуха казачка сидит./ И думает крепкую думу, Как бы араки сварить/ Скоро поминки справлять ей придется/ Умер любимый сынок на войне/Без самогона как тут обойдется?/ Нет, не знают поминок иначе оне./ Вот и старик без спиртного как мается,/Места нигде не найдет./Страшная боль, вмиг, во всем поднимается,/ Лишь от араки пройдет/ Как же варить? Вдруг акцизный проведает/ Все отберет, протокол и тюрьма.../ Лучше тюрьма, что угодно пусть делает/ Но без араки нельзя (51).
По мнению А.
Мак-Ки, как народный промысел самогоноварение
знаменовало провал эксперимента Николая II (52).
«С закрытием питейных заведений, отмечается в Кубанской Мысли за 1915 год, пьянство не было
искорено.
Шинкарство переживало разные формы своего развития.
Открыты двери бывших пивных, трактиров, где продаются прохладительные
налитки, откуда выползают один за

[стр.,180]

180 другим посетители с мутными глазами, почерневшими лицами, и, несмотря на страшное усилие идти вперед падают на месте, поднимаются и ковыляют дальше» (53).
Донесения жандармов военных лег содержат сведения об изобретательности населения в средствах для получения спиртных напитков.
«Обнаружен тайный винокуренный завод, который помещался во флигиле в помещении под прачечную.
Было установлено, что завод этот, по-видимому, существует продолжительный срок, и выкурил значительное количество спирта и водки.
Судя по найденным приспособлениям, завод в один прием мог выкуривать от 5-6 ведер водки,
а в суткидо 20 ведер» (54).
Или: «близ селения С.
в Терской области в лесном густом овраге обнаружен водочный завод с 2 котлами.
Здесь выкуривали араку, и он был захвачен во время работы.
При подъезде стражников винокуры пустились бежать в
чашу леса и скрылись...
В то же время по стражникам был открыт огонь со стороны неизвестного туземца,
повидимому охранявшего завод» (55).
«Местными властями станицы Крымской Кубанской области арестован кишмишевый завод крестьянина П.
на полном ходу.
Все аппараты были в действии.
Несколько бутылок наполнено водкой, а так же имелся бочонок, в котором 12 ведер
«дурмана», который выбраживался», подобные сведения нередко отмечаются в жандармских донесениях (56).
Так как водка давала временный подъем настроения и скрашивала серые скучные деревенские будни, устранение ее повлекло за собой ощущение неудовлетворенности и скуки отчасти из-залишения привычной «разрядки», которую давало потребление спиртных напитков.
Особую тревогу вызывал тот факт, что односельчан провожали на войну, не выпив «на легкую дорожку'».
«Не по нашенски это как-то, часто жаловались мужики, обычно вином и водкой провожали мобилизованных, чтобы живойневредимый возвращался домой, а теперь только бабьими слезами» (57).
Закрытие казенных винных лавок и запрещение употребления спиртных напитков в связи с введением в стране сухого закона нарушало многовековую традицию проводов рекрутов на войну, обязательным элементом которой была пьяная гульба призывников и их родственников.
Как отмечает О.С.Поршева, эти мероприятия носили во многом ритуальный (а поэтому' сакральный) характер, знаменуя переход крестьянина из одного состояния в другое.
Возможность погулять перед

[Back]