69 должен был отдать 100 рублей, но «отказался вернуть долг добровольно».142 Одним из проявлений кризисных тенденций в процессе изменения правовой культуры сельского населения региона было хулиганство. Данное явление правовой культуры было предметом изучения юристов, общественных деятелей, священнослужителей. Современники пытались разобраться в причинах этого явления, считая, что истоки ф еномена хулиганства уходят в револю ционные потрясения 1905 года.1 '1 3 Генерал А.И.Деникин видел причину хулиганства в том, что на русский народ стали оказывать сильное влияние сугубо материальные интересы, которые становились единственной целью жизни. Генерал отмечал как причину появления хулиганства факт постепенной потери духовной связи между народом и Церковью. Люди, оторвавшиеся от своих «духовных поводырей», поступали на службу к правительственной власти, разделяя отчасти ее недуги».144 Однако П.Х.Фирсов замечает, что причину возникновения такого социального явления, как хулиганство, только в революции искать нельзя. Собыгия 1905-1907 годов выступили своеобразным катализатором для процессов, которые «происходили раньше, но в глубине».145 Уклады, ценности, традиции старого мира уходили, уступая место неизвестности. Необразованный человек, вышедший за пределы своего .мира, столкнувшись с иной жизнью, иными ценностями и стереотипами совершенно закономерно воспринимал то, что он мог воспринять и гак, как он мог. Деревенское хулиганство в предвоенные годы стало частью нарастания процесса развития кризисных тенденций в правовой культуре 113 Р Г В И А .Ф .1 3 0 8 . O il. I . Д . 2 1 5 4 2 . Л .9 1 . М 3 Ф о м е н к о К . Х у л и г а н с т в о / / К и е в с к и е е п а р х и а л ь н ы е в е д о м о с т и . 1913. № 4 0 . С . 1028. 111 Д е н и к и н А .И . О ч ер ки р у с с к о й с м у т ы . У к а з . с о ч . С . 145. Ф и р с о в П .Г . Р абоч и е и П р а в о с л а в н а я Ц е р к о в ь в н а ч а л е X X в в. / / Р а б о ч и е и и н т е л л и ге н ц и я в эп о х у р е ф о р м и р е в о л ю ц и и 1861 ф е в р а л ь 1917 гг. С П б ., 1997. С .3 2 7 . |
202 Одним их проявлений преступности было хулиганство. Как социальное отклоняющееся от нормы, девиантное поведение, хулиганство было предметом изучения юристов, общественных деятелей, священнослужителей. Современники пытались разобраться в причинах этого социального явления, считая, что истоки феномена хулиганства уходят в революционные потрясения 1905года(131). Генерал А.И.Деникин видел причину хулиганства в том, что на русский народ стали оказывать сильное влияние сугубо материальные интересы, которые становились единственной целью жизни. Генерал отмечал как причину появления хулиганства факт постепенной потери духовной связи между народом и Церковью. Люди, оторвавшиеся от своих «духовных поводырей», поступали на службу к правительственной власти, разделяя отчасти ее недуги» (132). Однако П.Г.Фирсов замечает, что причину возникновения такого социального явления, как хулиганство, только в революции искать нельзя. События !905-1907 годов выступили своеобразным катализатором для процессов, которые «происходилираньше, но в глубине» (133). Уклады, ценности, традиции старого мира уходили, уступая место неизвестности. Необразованный человек, вышедший за пределы своего мира, столкнувшись с иной жизнью, иными ценностями и стереотипами совершенно закономерно воспринимал то, что он мог воспринять и так, как он мог. Деревенское хулиганство в предвоенные годы стало «больным» для общества вопросом. Оно превратилось в бич деревни. С этой проблемой не могли справиться ни Церковь, ни официальные власти. В мирный 1913 год в Екатеринодаре на заседании Городской Думы был поднят вопрос о мерах борьбы с хулиганством. Этатема, по замечанию современников, стала «самым модным вопросом года». Под хулиганством понималось «дичание нравов», «различные формы нарушения общественного порядка» (134). В качестве мер против «хулиганского пожара» общественные деятели Кубанской области предлагали: устройство мест для народных гуляний, организацию оркестров и певческих хоров, народных игр и состязаний, общедоступных спектаклей, народные чтения, библиотеки, кинематограф с цензурой лент, а также борьбу с пьянством, безработицей и повышение уровня благосостояния. 270 105. ГАКК, ф.583, оп.1, д.1073, л.6. 106. Тамже.-Л.Ю. 107. Кубанские ведомости, 1915.-24июля.-С.З. 108. Кубанская мысль. -1915.-6 марта. -С.З. 109. ЕкатеринодарКраснодар... Указ. изд. -С.324. ПО. РГИА., ф.1276,on.19,д.1425, л.8. 111. РГИА, ф.!276,оп.19,.д.1425,л.8. 112. Кубанские ведомости.-1916.22июля.-С.4. 113. РГВИА, ф.1308, on.I,д.12720, л.38. 114. РГВИА, ф.1308,on.1,д.12720, л.7. 115. РГВИА, ф.1308, оп.1, д.21717, л.7. 116. Оболенская С.В. С. Фрэнк. Народная юстиция, община и культура русского крестьянства 1870 1900 гт// История ментальностей, историческая антропология: Зарубежные исследования в обзорах и рефератах. -М ., 1996.—С.233 -239. 117. Тамже.-С.236 118. ГАКК ф. 583, on.1,д.1032, л.202. 119. Терские ведомости. 1915. -1 6 декабря.-С.З. 120. ГАКК Ф-583., оп.1, д.1032,л204. 121. ГАКК ф, 583., оп.1, д.1032, л.208. 122. Там же. Л. 197. 123. ГАРФ, ф. 102., 2-еделопроизводство, оп.74, д.7-74, л.1-98. 124. РГВИА, ф.1308, оп.21719, л.9898об. 125. РГВИА, ф.1308, оп.1, д.21719, л.98-98об. 126. РГВИА, ф.1308, on. 1,д. 21717. 127. ГАСК ф-1008,ои.1,д.366, л..43. 128. РГВИА,ф.1308,оп.3,д.21717,л.13. 129. ГАСК, ф.1008, оц.1, дЗбб, л.11. 130. РГВИА, ф.1308,оп. 1,д.21542,л.91. 131. Фоменко К. Хулиганство // Киевские епархиальные ведомости. 1913. №40. С.1028. 132. Деникин А.И. Очерки русской смуты. Указ. соч. С.145. 133. Фирсов П.Г. Рабочие и ПравославнаяЦерковь в началеХХвв. // Рабочие и интеллигенция в эпоху реформ и революции 1861 февраль 1917 гг. СПб, 1997, —С.327. 134. Кубанская мысль.-1913.-С.2. 135. Колокол. -1916.-24 декабря. С.З. |