Проверяемый текст
Семенов, Александр Альбертович; Политическая повседневность на Северном Кавказе в годы гражданской войны, 1917-1920 гг. (Диссертация 1999)
[стр. 92]

92 населения территорий занятых войсками противника к установившейся в их пределах системе политического и военного управления, о правовом положении в целом в областях контролируемых противоположной стороной в гражданском вооруженном конфликте.
Так, в сводке секретной агентуры, разведывательного отдела штаба Ю жного фронта, Красной армии действующей в Таганрогском округе, от 6 августа 1919г.
сообщалось следующее:
«Настроение крестьян резко враждебное к установившемуся реж иму...
Отряды налагают огромные контрибуции, реквизируют белье, хлеб, фураж, часто не уплачивая ни гроша за реквизированное.
М обилизация лошадей у самых консервативных слоев крестьянства вызвала открытый ропот и не довольство, так как командование Добровольческой армией платило лишь одну десятую стоимости лошади...

Отношение крестьян Таганрогского округа к белогвардейской литературе не
доверчивое».187 Подобного рода оценками обладала и противоположная сторона вооруженного конфликта.
В докладе от 27 июля 1919 г., предоставленном разведывательным органам Добровольческой армии,
сообщалось следующее: «Коммунисты представляют из себя какую-то касту с круговой порукой, причем наиболее опасными элементами являются из них идейные вожаки руководители, уголовный элемент, являющийся главной фактической силой партии...
Отношение населениязанятых местностей Красной Армией.
Конечно, трудно с точностью установить истинное отношение населения занятых красными местностей Советской России к Красной Армии.
Во всяком случае можно сказать почти с уверенностью, что большинству не чужды желания отведать радости пребывания в
социалистической раю, особенно это чувствуется среди 187 РГЛ С П И .
Ф .
17.
О п.
66.
Д .
83.
Л .
228.
[стр. 78]

78 ческом положении в целом в областях контролируемых противоположной стороной в гражданском вооруженном конфликте.
Так, в сводке секретной агентуры разведывательного отдела штаба Ю жного фронта Красной армии, действующей в Таганрогском округе, от 6 августа 1919 г.
сообщалось следующее:
«Политическое положение.
Настроение крестьян резко враждебное к установившемуся режиму.

Попадающиеся иногда в руки нелегальные газеты и листки читаются с громадным вниманием.
Нашим воззваниям и газетам крестьяне верят.
Выступить открыто крестьяне не решаются.
При повальных обысках почти все припрятанное оружие отобрано.
Сведениям о победах деникинцев не верят.
...Карательные отряды жестоко расправляются с дезертирами или с замеченными в симпатиях к Советской власти.
Отряды налагают огромные контрибуции, реквизируют белье, хлеб, фураж часто не уплачивая ни гроша за реквизированное.
Мобилизация лошадей у самых консервативных слоев крестьянства вызвала открытый ропот и недовольство, так как командование Добровольческой армией платило лишь одну десятую стоимости лошади...

Карательные отряды формируют из офицеров, калмыков и кавказцев, плохо говорящих по-русски.
На фронте и в прифронтовой полосе действуют специальные карательные отряды, преследующие мародерство.
Эти отряды имеют при себе особые военно-полевые суды, которым подсудны за мародерство и насилие над мирными жителями рядовые и офицеры до капитана включительно...
Добровольцы учинили...
жестокую расправу над рабочими и их семьями.
В станице Константиновской во время избиения оставшихся семейств рабочих к полковнику Сутулову (начальник дивизии) явилась делегация казаков с просьбой не убивать женщин и детей.
Мотивировка: если мы теперь будем расстреливать семейства большевиков, большевики ответят нам тем же по приходу.
Политическая работа, агитация: Среди населения ведется усиленная агитация против Советской власти: распространяется большое количество газет, листовок воззваний и плакатов.
Отношение крестьян Таганрогского округа к белогвардейской литературе недоверчивое» .
'
РЦХИДНИ, Ф.
17, Оп.
66.
Д.
83.
Л.
228.


[стр.,79]

79 Подобного рода оценками умонастроений обладала и противоположная сторона вооруженного конфликта.
В докладе от 27 июля 1919 г., предоставленном разведывательным органам Добровольческой армии
их агентом, командиром бригады Краской армии, полковником царской армии В.В.
Котоминым, сообщалось следующее: «Весь состав красноармейцев в Красной армии резко разделяется на 2-части первую значительно меньшую за последнее время из добровольцев, которая главным образом и является реальной силой Советской России.
Делится на 2 группы в свою очередь анархически настроенных авантюристов, она составляет ядро армии на фронте.
Вторая часть армии составлена из мобилизованных в редких исключениях искренне сочувствующих власти большевиков, а в большинстве не желающих отнюдь вести войну с кем бы то ни было...
Комиссары...
Комиссары это лучшие коммунисты, которых надо разделить на несколько категорий.
Первая, самая незначительная, по моему мнению, отнюдь не превышающая 5%, а может быть составляющая процент более незначительный это коммунисты идейные, глубоко верящие в идею социализма, энергичные до пределов человеческой возможности работники, вкладывающие в свою работу все присущие им знания, энергию и волю, без использования выгод своего положения.
Остальные 95%, а может и больше, являются людьми, считающими коммунизм, могущим дать большие выгоды чем они всемерно и пользуются.
Здесь есть и рабочие, которые надеются через социализм улучшить свое личное положение и крестьяне, конечно беднейшие, рассчитывающие за счет более достаточных построить свое благополучие без затраты труда и отбросы прочих классов, преимущественно молодежи и неудачников...
Коммунисты представляют из себя какую-то касту с круговой порукой, причем наиболее опасными элементами являются из них идейные вожаки-руководители, уголовный элемент, являющийся главной фактической силой партии...

Роль комиссаров в армии огромна.
Они поддерживают в солдатских массах классовый антагонизм...
Двигают части вперед, не спуская глаз следят за работой командного состава и за их поведением в бою, ведут непрерывную агитацию, пользуясь каждым удобным случаем и всесторонне используя каждый мало-мальски выгодный факт в пользу утверждения преимущества

[стр.,80]

80 даваемых большевистским строем жизни.
Что особенно поражает в комиссарах, особенно фронтовых, это их удивительная работоспособность, объясняется это конечно их молодостью, фанатизмом вождей идеалистов-руководителей, строгой партийной дисциплине, громадной ответственностью перед старшими комиссарами за всякие упущения, желанием дослужиться и боязнью доносов, так как слежка друг за другом у них самая упорная и беспощадная.
Настроение красноармейцев.
Настроение всей вообще массы (солдатской) за частичным исключением, почти одинакова это возможно поскорей закончить военные действия, причем при малейшем нажиме белых большая часть мобилизованных сдается в плен...
Агитация и контрразведка.
Что особенно хорошо поставлено в Советской России как в тылу, так и на фронте это дело агитации и контрразведки.
С удивительной и непрекращающейся энергией везде и при всяких условиях ведется агитация...
Как агитация, гак и контрразведка...
дают блестящие результаты в силу того, что на это тратятся громадные средства, так как в Советской России с расходами не считаются, ибо государственный бюджет является только фикцией, а средства государства определяются только количеством бумажных денег, которые успевают отпечатывать станки, создавая новую отрасль промышленности бумажно-денежную.
Отношение населения занятых местностей Красной Армией.
Конечно трудно с точностью установить истинное отношение населения занятых красными местностей Советской России к Красной Армии.
Во всяком случае можно сказать почти с уверенностью, что большинству не чужды желания отведать радости пребывания в
социалистическом раю, особенно это чувствуется среди рабочих масс...
Я полагаю, будь у большевиков побольше реальных средств по улучшению продовольствия и вообще условий жизни они могли в России продержаться крайне значительный период»1.
Органы контрразведки и политического контроля вели активную деятельность по поиску вражеских агентов в действующей армии.
В сводке Осо1РЦХИДНИ.
Ф.17.
Оп.66.
Д.75.
Л.
18.

[Back]