Проверяемый текст
Семенов, Александр Альбертович; Политическая повседневность на Северном Кавказе в годы гражданской войны, 1917-1920 гг. (Диссертация 1999)
[стр. 95]

95 изданном в декабре 1919 г.
говорится следующее: «Теперь в страдную пору жизни армии очень многие все также подспудно равнодушные к ее интересам, вместе с тем, окружают ее атмосферой лжи, клеветы и зловещ их слухов: одни преднамеренно, другие по малодушию.
К сожалению, это зло проникает и в армию.
Делается все для того, что бы подорвать веру в идею борьбы и в вож дей...

Приказываю беспощадно карать сеющих смуту».194 Индивиду, стремящемуся к стабилизации своего положения в правовой среде было достаточно сложно определить кто же является истинным разрушителем привычного правопорядка окружающей действительности, устоявшегося положения вещей, основных смыслов жизни.
В правосознании тех лет возникает дилемма: враг —союзник, разрешение которой, реализуется преимущественно специфическим способом — перенесением представлений о «вражеском окружении» на все действующие внутренние и внешние силы.
Указанные особенности правовой среды Дона и Кубани, обуславливали внутренние колебания активности сельского населения данных областей между крайними полюсами: от жесткого отрицания, до ее полной и безоговорочной поддержки.
Так, И.В.
Сталин отмечал, характеризуя политическое положение в Донской области в период гражданской войны, что: «Казачьи части, именующие себя советскими, не хотят вести решительную борьбу с казачьей
контрреволюцией».195 Вместе с тем, отмечалось, что «немало казаков...
сразу и решительно стали на сторону Советской
власти...».196 Данная особенность правовой среды региона определяла характер внутриличностных конфликтов, колебаний сознания, направленных на преодоление внутренних противоречий в правовых М Г А К К .Ф Д 5 4 2 О п 1 .Д 4 7 .Л .6 .
145 С т а л и н И .В .
П оли.
со б р .
со ч .
Т .4 .
С .
124.
’ М и к о я н А .И .
П р ед и с л о в и е к к н и ге « Д о н е ц к о е , Д о н с к о е к а за ч е с т в о » .
Р о сто н
-н /Д ., 192 6 .
С .4 .
[стр. 83]

83 стью оно сковывает волю масс к переменам и делает их трудноосуществимыми, несмотря на действия, предпринимаемые сторонниками различных политических движений в регионе.
Активная политическая позиция наталкивается на политически размытую окружающую действительность.
A.A.
фон Лампе, говоря о причинах поражения Белого движения в регионе, отмечает: « ...не шло дальше пожертвований, приходивших белым «Помоги Вам Пресвятая Богородица», и совершенно не хотели принять на себя хоть часть этой «помощи», а потом начинали мечтать об избавлении, которое, конечно, должно было прийти с красной стороны»1.
Дезориентация ментальных установок, в свою очередь, ведет к формированию представлений о том, что внутреннее состояние собственного политического движения или партии далеко от стабильности, оно расшатывается под влиянием скрытых деструктивных и враждебных сил, находящихся внутри его или контролируемых им.
В приказе Главнокомандующего Вооруженными Силами на Юге России А.
И.
Деникина, изданном в декабре 1919 г.
в городе Батайске, например, говорится следующее: «Когда армия победно доходила до Орла, русские граждане, едва оправившиеся от пережитых страданий, ушли с головой в свои личные дела, забыв армию.
Теперь в страдную пору жизни армии очень многие все также подспудно равнодушные к ее интересам, вместе с тем, окружают ее атмосферой лжи, клеветы и зловещих слухов: одни преднамеренно, другие по малодушию.
К сожалению, это зло проникает и в армию делается все для того, чтобы подорвать веру в идею борьбы и в вождей,
в единение с казачьими войсками, в силу Добровольческих частей, в прочность старых союзов...
Ожидаю от Армии полного напряжения сил и того самопожертвования, которое одухотворило ее в самые тяжелые дни Кубанских походов...
Приказываю беспощадно карать сеющих смуту, а бесполезным, жалким, малодушным молчать, чтобы не мешать работе честных и смелых духом»2.
Индивиду, стремящемуся к стабилизации своего положения в
региональной политической среде, было достаточно сложно определить кто же !Фон Лампе A.A.
Причины неудачного выступление белых.
М., 1991.
С.29.
2ГАКК.
Ф.1542.
Оп.
1.
Д.47.
Л.6.


[стр.,84]

84 является истинным разрушителем привычного миропорядка окружающей действительности, устоявшегося положения вещей, основного смысла жизни.
В общественно-индивидуальном сознании возникает дилемма: враг союзник, разрешение которой реализуется преимущественно специфическим способом перенесением представлений о «вражеском окружении» на все действующие внутренние и внешние политическое силы.
В глазах крестьянской массы статус «время» часто приобретает оттенки как красные, так и белые.
В «Воззвании крестьян Черноморской губернии» говорится: «Товарищи красноармейцы! Вот уже почти полгода, как вы под руководством коммунистов заняли Черноморское побережье, на своих штыках принесли гражданскую войну, начали притеснять, арестовывать, расстреливать мирных жителей и заставили нас вновь взяться за оружие и уйти в горы.
Мы, крестьяне, всегда были и будем противниками гражданской войны мы не хотим проливать братской крови.
Но мы всегда боролись и будем бороться против насилия и справа и слева.
Мы, с оружием в руках, выгоняли и коммунистов, и добровольцев и те и другие хотели загнать нас, крестьян, палками и плетками в рай, одни в коммунистический, другие в монархический...»1.
Достижение политической целостности связывалось с возможностью устранения с политической сцены двух основных противоборствующих лагерей.
« Пора уже нам создать свою крестьянскую армию, которая бы смела и о реакцию и коммуну и обеспечила бы нам свободу и землю» .
Указанные ментальные характеристики политической среды, обуславливали внутренние колебания политической активности между крайними полюсами: от жесткого отрицания какого-либо из направлений политической жизни масс, до ее полной и безоговорочной поддержки.
И.В.
Сталин отмечал, характеризуя политическое положение в Донской области в период Гражданской войны, что: «Казачьи части, именующие себя советскими, не хотят вести решительную борьбу с казачьей
контрреволюци1 ГАКК.
Ф.1542.
ОпЛ.Д.111.
Л.32.
‘Там же.
Д.47.
Л.6.


[стр.,85]

ей»1.
Вместе с тем отмечалось, что «немало казаков...
сразу и решительно стали на сторону Советской
власти...»2.
Данная особенность политической среды региона определяла характер внутриличностных конфликтов, колебаний сознания, направленных на преодоление внутренних противоречий.
Например, в протоколе Общего собрания казаков Урупского и Воздвиженского конных полков 21 июня 1918 г.
сообщалось следующее: «Открыв собрание в 11 часов утра и заслушав доклад тов.
Швеца о текущем моменте...
постановили мы, казаки Воздвиженского и Урупского полков, на общем собрании сего же числа у артиллерийских казарм выяснили, что нас, темных, ввели в заблуждение, чуть не погубили злейшие враги трудового народа, некоторые из офицеров наших полков, которым дороги не интересы казаков, а собственные золотые погоны и личное благополучие...
Мы, с чистым измученным сердцем, протягиваем братьям крестьянам свои мозолистые руки и с истинным человеческим чувством призываем братьев-крестьян ответить нам взаимностью равенства, братства и единения»".
В этом положении основным критерием в оценке воли личности к общественным переменам могла служить только деятельность по осуществлению этих перемен, независимо от ее внутреннего смыслового обоснования.
В связи с этим А.И.Козлов отмечал: «...Дифференциация Ю го-Востока России была очень сильна, и сознательных сторонников Советской Власти было подавляющее меньшинство»4.
Однако с этой точки зрения настоящий партиец может оказаться в лю бой момент предателем, человеком утратившим волю к преобразованиям.
Так, боец красноармейского отряда Ю жного фронта, коммунист А.
Алексеев в своем письме М.
И.
Калинину, написанном в мае 1920 г., отмечает: « ...Я как коммунист, поставивший себе задачей разбить свору угнетателей и насильников...
' Сталин И.В.
Полное собрание сочинений.
Т.4.
С.
124.
2Микоян А.И.
Предисловие к книге «Донецкое, Донское казачество».
Ростов -н/Д.,
1926.
С.4.
3АКМ.
Ф.6.
Д.2.
4 Козлов А.И.
Некоторые вопросы общественно-экономического развития и социального состава населения Дона и Сев.
Кавказа, накануне Октября.// Соц.
экономическая структура Дона и Сев.
Кавказа.
Ростов н/Д., 1984.
С.23.

[Back]