Проверяемый текст
Семенов, Александр Альбертович; Политическая повседневность на Северном Кавказе в годы гражданской войны, 1917-1920 гг. (Диссертация 1999)
[стр. 97]

97 сознании крестьян, того времени, была невероятной.
М не вспоминается одно собрание в селе Воздвиженском, на котором присутствовали крестьяне и бойцы кавалерийского полка.
Н а этом собрании я выступал с докладом «О задачах Советской власти и борьбе с Деникиным».
Все шло гладко, крестьяне горячо приветствовали мои слова о необходимости разгрома белогвардейцев...
Но как только я начал говорить о Коммунистической партии, некоторые зашумели: «Нам не нужно коммуны».
Тогда я стал говорить о том, что Ленин тоже
199 коммунист...
После этих разъяснении крестьяне успокоились».
Правовые взгляды и идеологемы, указанного периода, зачастую синтезировали в себе различные направления активности индивида, парадоксального характера.
Так в Донской области, была группа людей,
которая, вернувшись от М ахно, вела большевистскую агитацию, обвиняя во всех грабежах и насилии, творимых ранее Советской властью, не большевиков, а коммунистов».200 В этой связи, С.
Орджоникидзе отмечал в своей телеграмме с Ю жного фронта, направленной В.
И.
Ленину: «...У крестьян отсутствует элементарное представление о коммунистах, необходимо провести в широком масштабе
мобилизацию коммунистов, рабочих в среднем уровне, и бросать в деревню, это надо сделать немедленно».201 Исходя из этого, на данном этапе исторического развития региона, нельзя констатировать наличие в правовой культуре сельского населения Дона и Кубани, целостных правовых норм и установок, восприятие правовой среды населением данных областей носило парадоксальный и инверсионный характер, выразившийся в Р е в о л ю ц и о н н ы й д е р ж и т е ш аг: Р а с с к а з ы в а ю т у ч а с т н и к и О к т я б р ь с к о й р е в о л ю ц и и и гр а ж д а н с к о й в о й н ы .
С т ав р о п о л ь , 1967.
С .6 1 .

200 Г А Р Ф .
Ф .1 0 4 .
O n .i .
Д .8 9 .
Л .З .
201 Р Г А С П И .
Ф .
17.
О п .6 6 .
Д .2 5 .
Л .5 3 .
[стр. 86]

86 не даю покоя тем, кто записался в партию для выполнения своих корыстных или тщеславного характера замыслов».
Обращаясь к нему за помощью и содействием в этом, он пишет: «Товарищ Калинин, помогите.
Эта моя последняя просьба к Вам.
Если уже Вы не можете, тогда мне придется сказать, что нет правды на земле, а отсюда можно сделать вывод, что вера в святую идею коммунизма будет подорвана»1.
Одной из особенностей, характерной для политической сферы жизнедеятельности в годы Гражданской войны, стало наличие парадоксальных мыслительных ориентаций, отражающих политическую реальность кризисного периода.
В.
Т.
Сухоруков отмечает в своих воспоминаниях: «...Политическая путаница в сознании крестьян того времени была невероятной.
Мне вспоминается одно собрание в селе Воздвиженском, на котором присутствовали крестьяне и бойцы кавалерийского полка.
На этом собрании я выступал с докладом « О задачах Советской власти и борьбе с Деникиным».
Все шло гладко, крестьяне горячо приветствовали мои слова о необходимости разгрома белогвардейцев...
Но как только я начал говорить о Коммунистической партии, некоторые зашумели: «Нам не нужно коммуны».
Тогда я стал говорить о том, что Ленин тоже
коммунист...
После этих разъяснений крестьяне успокоились»2.
Политические взгляды и идеологемы указанного периода зачастую синтезировали в себе различные направления политической активности индивида парадоксального характера.
Так, в Донской области была группа людей,
которые, вернувшись от Махно, вели большевистскую агитацию, обвиняя во всех грабежах и насилии, творимых ранее Советской властью, не большевиков, а коммунистов3.
В этой связи С.
Орджоникидзе отмечал в своей телеграмме с Южного фронта, направленной В.
И.
Ленину: «...У крестьян отсутствует элементарное представление о коммунистах, необходимо провести в широком масштабе
мо1Письма во власть.
1917 -1927 гг.
Заявления, жалобы, доносы, письма в государственные структуры и большевистским вождям / Сост.
А.Л.
Лившин, И.Б.
Орлов.
М., 1998.
С.230.
2 Революционный держите шаг: Рассказывают участники Октябрьской революции и Гражданской войны.
Ставрополь, 1967.
С.61.

ЭГАРФ.
Ф.
104.
Оп.1.
Д.89.
Л.З.


[стр.,87]

87 билизацию коммунистов, рабочих в среднем уровне, и бросать в деревню, это надо сделать немедленно»1.
Исходя из этого на данном этапе исторического развития региона нельзя констатировать наличие
на ментальном уровне единых, целостных политических и идеологических установок.
Восприятие политической среды населением Северокавказского региона имело парадоксальный и инверсионный характер, выразившийся в многовариантности политических и идеологических представлений кризисного периода.
В это время различные общественно-политические течения, представители тех или иных лагерей политического противостояния, в значительной мере, отражали разнообразную гамму направлений политической активности населения Северного Кавказа.
Данное обстоятельство и приводило к появлению таких форм региональной политической жизни, которые совмещали в себе различные политические течения и направления политической активности в регионе.
Так, боец Зеленой Армии, действующей в Кубанской области и Черноморской губернии Северного Кавказа И.
А.
Федоров, в своих воспоминаниях отмечает тот факт, что «...был Северокавказский комитет РКП/б/, из которого впоследствии выделилась группа и организовала Кавказский комитет, именовав себя анархистами.
И вот этот комитет выделил группу под руководством Сашки Волкодава в количестве 12-ти человек и бросил их в район красно-зеленых, с целью перевести их на свою сторону, всячески стараясь доказать, что Северокавказский комитет не является коммунистическим.
Делали они это для того, чтобы захватить власть как в Краснодаре, так и на местах в свои руки.
И после долгих усилий все же наш штаб не признал их как руководящую власть и предложил им убраться»2.
Зачастую политические взгляды, идеи и концепции, которыми руководствовались представители различных слоев населения региона в непосредственной политической деятельности, также совмещали в себе черты различных, 1РЦХИДНИ.
Ф.17.
Оп.66.
Д.25.
Л.53.
2Г'АКК.
Ф.
Р 411.
Оп.2.
Д.207.
Л.29.

[Back]