Проверяемый текст
Подмосковный, Владимир Дмитриевич; Правовая основа судебного усмотрения по российскому законодательству : Вопросы теории и практики (Диссертация 2004)
[стр. 22]

тельной деятельности и в этом плане оно свободно от каких-либо условий, то есть оно не возникает, а формируется.
В-третьих,
судейское усмотрение осуществляется с разрешения государства и по воле судьи.
Действительно, о
судейском усмотрении целесообразно говорить как не о чем-то произвольном, а как о явлении, возникающем под влиянием целого ряда факторов, определяющим из которых следует считать интуицию.Ш Интуиция (от лат.
Intuere —глядеть), есть непосредственное усмотрение чего-либо в качестве истинного, целесообразного, нравственно доброго или прекрасного .
Отрицать интуицию, как факт, невозможно, но было бы неос* новательно искать в ней высшую норму философского познания, перед которою рефлектирующее мышление теряло бы свои права.
Интуитивность или интуитивное отношение к предметам, явлениям и событиям занимает преобладающее, хотя и не исключительное место во всех сферах человеческой а деятельности, требующих творчества.
Обычно под интуицией понимается способность постижения истины путём прямого её усмотрения без какого бы ни было обоснования с помощью доказательств.
В истории философии понятие интуиции включало различное содержание, понималась, например, как форма непосредственного интеллектуального знания или созерцания.
Так, Платон считал, что созерцание идей (прообразов вещей чувственного мира) есть вид непосредственного знания, которое приходит как внезапное озарение, предполагающее длительную подготовку ума.
Декарт, например, утверждал: «Под интуицией я разумею не веру в шаткое свидетельство чувств и не обманчивое суждение беспорядочного воображения, но понятие ясного и внимательного ума, настолько простое и отчётливое, что оно не оставляет никакого сомнения в том, что мы мыслим, или, что одно и то же, прочное понятие ясного и внимательного ума, порождаемое лишь естественным светом разума и благодаря своей простоте более достоверное, чем сама дедукция...» .
14БСЭ.
Т.З.
—С.
297.
Р.
Декарт.
Избранные произведения.
—М., 1950.
С.-86.
22
[стр. 7]

Это также необходимо и в связи с тем, что принципиальным образом должно быть изменено отношение к административному усмотрению.
В этой связи «усмотрение» в настоящее время имеет двоякое значение: административное и судебное.
Мы кратко рассмотрели историю и причины появления института усмотрения.
Теперь обратимся к самому понятию «судебное усмотрение», его характерным чертам и признакам.
В словаре русского языка С.И.
Ожегова слово усмотрение рассматривается в нескольких значениях: решение, заключение, мнение.
Усмотреть значит: установить, обнаружить, признать .
В словаре русского языка под редакцией А.П.
Евгеньевой усмотрение означает: заключение, мнение, решение.
Например, выбор по личному усмотрению.
Усмотреть означает: прийти к заключению о наличии чего-либо, признать существующим и т.д.
В толковом словаре В.
Даля усмотреть, усматривать означает: увидеть, открыть, распознать, наметить.
Например: он сделал это по своему усмотрению, как счел за лучшее; убедиться в чем-либо умственно; наблюдать за чем1 либо, смотреть .
Таким образом, категория усмотрения может быть истолкована в широком и в узком смысле.
В широком понимании усмотрение это решение, мнение, заключение вообще.
Усмотрение в узком смысле предполагает «связанность» усмотрения правом , природой правовых норм и способами их защиты .
В этом контексте интересно определение правоприменительного усмотрения, данное В.Г.
Антроповым.
«Правоприменительное усмотрение, пишет он, — предоставленная правом, властная, интеллектуально-волевая деятельность правоприменителя по выбору субъективно-оптимального решения» .
В данной работе рассмотрены также и признаки правоприменительного усмотрения (соотношение с должностным лицом, ограничение правом или пределами полномочий, соотнесение с выбором, ограничение усмотрительного выбора возможными направлениями действия или бездействием, усмотрение конституирует некоторую оптимизацию конкретного решения рамках решений возможных и должных) .
Следует отметить, что правоприменительное усмотрение является родовым по отношению к судебному усмотрению.
Предполагая волевой момент, судебное усмотрение выступает как внутреннее убеждение судей, в соответствии с которым оцениваются доказательства, касающиеся фактической стороны дела.
Отсюда, судебное усмотрение, по мнению К.И.
Комиссарова, это предоставленное суду правомочие принимать, сообразуясь с конкретными условиями такое решение по вопросам права, возможность которого вытекает из общих и лишь относительно ” 18 определенных указании закона .
Приведенные трактовки усмотрения важны для выявления его сущности, ибо судебное усмотрение — это полномочие судьи в выборе решения, строящегося на основе силлогизма, компонентами которого являются норма, фактические обстоятельства дела и решение, вытекающее из подведения под правовое предписание этих обстоятельств.
Учитывая сказанное, можно заключить, во-первых, что судебное усмотрение — это мнение судьи по конкретному делу, ставшее убеждением в результате соотношения профессиональных интересов судьи с целями законодательства.
Убеждение судьи есть основа решения по делу, но уже от лица судебной власти.
Во-вторых, судебное усмотрение есть результат мыслительной деятельности и в этом плане оно свободно от каких-либо условий, то есть оно не возникает, а формируется.
Втретьих,
судебное усмотрение осуществляется с разрешения государства и по воле судьи.
Действительно, о
судебном усмотрении целесообразно говорить как не о чем-то произвольном, а как о явлении, возникающем под влиянием целого ряда факторов.
Знакомясь с материалами дела, судья определяет приблизительно, какой нормой права (или нормативно-правовым актом) это дело будет квалифицироваться, какие доказательства необходимо истребовать дополнительно.
Судья не может решить вопрос о фактах, пока не сформулирует для себя хотя бы на первый взгляд, что говорит закон, поскольку число фактов бесконечно, а он

[Back]