Проверяемый текст
Кучукова Зухура Жамаловна. Формирование нравственных ценностей у подростков в педагогике балкарского народа (Диссертация 2009)
[стр. 134]

134 через родное слово шло формирование эстетических, нравственных, гуманистических идеалов народов Кабардино-Балкарии.
В процессе изучения родных (национальных) литератур учителя опираются на тезис М.М.
Бахтина о том, что литература
«неотрывная часть целостности культуры, ее нельзя изучать вне целостного контекста культуры».
Сформулированное им положение, согласно которому «один смысл раскрывает свои глубины, встретившись и соприкоснувшись с другим, чужим смыслом: между ними начинается как бы диалог, преодолевающий замкнутость и односторонность этих смыслов, этих культур.
При такой диалогической встрече двух культур они не сливаются и не смешиваются, каждая сохраняет свое единство, самобытность и открытую целостность, но они взаимно обогащаются»
[1].
Изучение родной литературы в национальной школе имеет общекультурное значение, поскольку органически сочетает усвоение учащимися основ родной и русской культуры, формирует у них сопричастность к национальной культуре, толерантность, развивает национальное самосознание и сознание гражданина России, вырабатывает общечеловеческую нравственность.
Обучение родной литературе в средних классах имеет место сопряжение родной и русской словесно-художественных систем.

Знакомство учащихся с литературными произведениями Султана КазГирея явилось одним из источников формирования понятия о дружбе народов Кабарды, Балкарии и России, средством развития у них стремления быть достойными преемниками прогрессивных обычаев и традиций своего народа.
Учащиеся с интересом знакомились со сведениями из биографии Султана Каз-Гирея: он учился в аманатской школе на Северном Кавказе, служил в Кабардинском полку Кавказской армии, в конвойном эскадроне при царском дворе в Санкт-Петербурге.
Во время службы в Российской столице подружился со многими видными деятелями литературы, был представлен А.С.
Пушкину.
[стр. 119]

турное значение, поскольку органически сочетает усвоение учащимися основ родной и русской культуры, формирует у них сопричастность к национальной культуре, толерантность, развивает национальное самосознание и сознание гражданина России, вырабатывает общечеловеческую нравственность.
Обучение родной литературе в средних классах имеет место сопряжение родной и русской словесно-художественных систем.

Сопоставление родной литературы с русской помогает учащимся вырабатывать представления и понятия о своеобразии видения мира в родной литературе, о связи родной литературы с русской и мировой, усваивать характерные для народов Кавказа духовно-нравственные ценности, своеобразие нравственных средств.
Приобщение к родной литературе, раскрытие в ней нравственных принципов «Адыгэ хабзэ» и «Тау адет» в конечном итоге рассматривается, как источник и средство приобщения к русской и мировой литературе и культуре, к общечеловеческой нравственности.
Приобретенный в процессе изучения родной литературы духовно-нравственный опыт, культурный кругозор учащихся расширяется и обогащается благодаря знакомству с лучшими произведениями русских классиков.
Таким образом, осуществляется процесс формирования личности, способной идентифицировать себя с определенной этнокультурой и в то же время самореализоваться в современном российском обществе, ощутить себя гражданином многонациональной России.
Гуманитарные предметы: русский язык, литература, родной язык, родная литература, история Отечества, история Кабардино-Балкари, обществознание являются основой нравственного самоопределения личности, способствуют формированию ес интеллекта, эмоциональной сферы, творческого потенциала, познанию истоков своего народа, его традиций, обычаев, культуры, формируют уважение и любовь к родному народу.
Отечеству.
В условиях многонациональной поликультурной образовательной среды в школе № 12, 15, 16, 20 г.
Нальчика важнейшее значение приобретает 120

[стр.,120]

рассмслрение отдельных исторических периодов развития родной культуры, когда национальный язык особенно интенсивно преодолевал замкнутое пространство собственного русла, становясь частью мировой культуры.
Поэтому для учителей родного языка на уроках характерно обращение к историческим корням языка, к истокам культуры, фольклору, устному народному творчеству подтверждающим самобытность духовных достижений.
Подчеркивается, что через родное слово шло формирование эстетических, нравственных, гуманистических идеалов балкарского народа.
В процессе изучения родных (национальных) литератур учителя опираются на тезис М.М.
Бахтина о том, что литература
«неотрывная часть целостности культуры, ее нельзя изучать вне целостного контекста культуры».
Сформулированное им положение, согласно которому «один смысл раскрывает свои глубины, встретившись и соприкоснувшись с другим, чужим смыслом: между ними начинается как бы диалог, преодолевающий замкнутость и односторонность этих смыслов, этих культур.
При такой диалогической встрече двух культур они не сливаются и не смешиваются, каждая сохраняет' свое единство, самобытность и открытую целостность, но они взаимно обогащаются»
[23, С.
344].
Решая воспитательные задачи, мы использовали весь арсенал методических приемов и средств, различные типы и виды уроков.
При этом приоритет был отдан урокам-диспутам, тематическим и проблемным урокам.
Мы стремились помочь обучаемому глубоко осмыслить полученные знания, систематизировать их, соотнести с личным опытом, превратив их в побудительный мотив к действию, т.е.
обрести статус убеждений.
Нравственное воспитание сложнейший динамический процесс, связанный с качественными изменениями в духовном мире личности школьника.
В целом нравственное воспитание и самовоспитание как усвоение основных моральных ценностей, норм и традиций общества протекают через деятельность и общение, в том числе, благодаря социальнопсихологиче121

[стр.,121]

ским механизмам внушения, подражания, усвоения образца, данного в лучших произведениях отечественной литературы Представим фрагменты тематических уроков, направленные на формирование этнокультурных нравственных ценностей в экспериментальных классах.
Изучению курса родной литературы с учащимися 8 классов начинается со знакомства с творчеством Шоры Ногмова первого просветителя народов Кабарды, Балкарии, Карачая, Адыгеи, служившего в русской армии в Петербурге.
В последние годы жизни он учительствовал на родине, занимался научной работой, составил «Кабардино-русский словарь».
Знакомство учащихся с литературными произведениями Султана КазГирея явилось одним из источников формирования понятия о дружбе народов Кабарды, Балкарии и России, средством развития у них стремления быть достойными преемниками прогрессивных обычаев и традиций своего народа.
Учащиеся с интересом знакомились со сведениями из биографии Султана Каз-Гирея: он учился в аманатской школе на Северном Кавказе, служил в Кабардинском полку Кавказской армии, в конвойном эскадроне при царском дворе в Санкт-Петербурге.
Во время службы в Российской столице подружился со многими видными деятелями литературы, был представлен А.С.
Пушкину.

Первое произведение писателя очерк «Долина Джигутай», с интересом прочитанное А.С.
Пушкиным, было опубликовано в журнале «Современник» (1836).
Публикация сопровождалась заметкой самого А.С.
Пушкина: «Вот явление, неожиданное в нашей литературе! Сын Кавказа становится в ряды наших писателей; черкес изъясняется на русском языке свободно, сильно и живописно.
Мы ни одного слова не хотели переменить в предлагаемом отрывке, любопытно видеть, как Султан Каз-Гирей, видевший вблизи роскошную образованность, остался верен народным привычкам и предани122 ям наследственным».

[Back]