135 Первое произведение писателя – очерк «Долина Джигутай», с интересом прочитанное А.С. Пушкиным, было опубликовано в журнале «Современник» (1836). Публикация сопровождалась заметкой самого А.С. Пушкина: «Вот явление, неожиданное в нашей литературе! Сын Кавказа становится в ряды наших писателей; черкес изъясняется на русском языке свободно, сильно и живописно. Мы ни одного слова не хотели переменить в предлагаемом отрывке, любопытно видеть, как Султан Каз-Гирей, видевший вблизи роскошную образованность, остался верен народным привычкам и преданиям наследственным». Произведение С. Каз-Гирея было высоко оценено и В.Г. Белинским, отметившим в рецензии, что «Долина Джугутай» примечательна как произведение черкеса, который владеет русским языком лучше многих почетных наших литераторов. Учащиеся узнают, что «Долина Джугутай» написана в жанре путевого очерка, Это исповедь офицера-горца, посетившего родные края после долгих лет службы в России. Объектом описания является природа, многообразные чувства и мысли, вызванные видом близких сердцу мест. За картинами горского пейзажа открывается образ Родины, народа, личность самого автора. Это типично романтическое произведение. Оно пронизано идеями гуманности, дружбы между народами, и сегодня помогает читателю определять истинных друзей, быть преданным своему народу, отвечать на добро благодарностью, поступать благородно, как требуют заповеди «Адыгэ хабзэ» и «Тау адет» (этноэтикет балкарцев, адыгов). Воспитанию гражданского самосознания способствует изучение произведений Аскарби Шортанова «Мурат», «Горцы»; Бетала Куашева «Без тебя я как орел бескрылый», «Чего я боюсь», «Индыл», «Песня рождается не из похмелья», «Нох»; Ахмедхана Налоева «Водяная бабка», «Помятое платье», «Дорога, идущая в госпиталь» и др. В произведениях указанных авторов утверждается мысль о том, что кабардинцы, балкарцы – трудолюбивый, честный народ. Они пахали землю, |
ским механизмам внушения, подражания, усвоения образца, данного в лучших произведениях отечественной литературы Представим фрагменты тематических уроков, направленные на формирование этнокультурных нравственных ценностей в экспериментальных классах. Изучению курса родной литературы с учащимися 8 классов начинается со знакомства с творчеством Шоры Ногмова первого просветителя народов Кабарды, Балкарии, Карачая, Адыгеи, служившего в русской армии в Петербурге. В последние годы жизни он учительствовал на родине, занимался научной работой, составил «Кабардино-русский словарь». Знакомство учащихся с литературными произведениями Султана КазГирея явилось одним из источников формирования понятия о дружбе народов Кабарды, Балкарии и России, средством развития у них стремления быть достойными преемниками прогрессивных обычаев и традиций своего народа. Учащиеся с интересом знакомились со сведениями из биографии Султана Каз-Гирея: он учился в аманатской школе на Северном Кавказе, служил в Кабардинском полку Кавказской армии, в конвойном эскадроне при царском дворе в Санкт-Петербурге. Во время службы в Российской столице подружился со многими видными деятелями литературы, был представлен А.С. Пушкину. Первое произведение писателя очерк «Долина Джигутай», с интересом прочитанное А.С. Пушкиным, было опубликовано в журнале «Современник» (1836). Публикация сопровождалась заметкой самого А.С. Пушкина: «Вот явление, неожиданное в нашей литературе! Сын Кавказа становится в ряды наших писателей; черкес изъясняется на русском языке свободно, сильно и живописно. Мы ни одного слова не хотели переменить в предлагаемом отрывке, любопытно видеть, как Султан Каз-Гирей, видевший вблизи роскошную образованность, остался верен народным привычкам и предани122 ям наследственным». Произведение С. Каз-Гирея было высоко оценено и В.Г. Белинским, отметившим в рецензии, что «Долина Джугутай» примечательна как произведение черкеса, который владеет русским языком лучше многих почетных наших литераторов. Учащиеся узнают, что «Долина Джугутай» написано в жанре путевого очерка. Это исповедь офицера-горца, посетившего родные края после долгих лет службы в России. Объектом описания является природа, многообразные чувства и мысли, вызванные видом близких сердцу мест. За картинами горского пейзажа открывается образ Родины, народа, личность самого автора. Это типично романтическое произведение. Оно пронизано идеями гуманности, дружбы между народами и сегодня помогает читателю определять истинных друзей, быть преданным своему народу, отвечать на добро благодарностью, поступать благородно, как требуют заповеди «Адыгэ хабзэ» и «Тау адет». Учащиеся большой интерес проявляли к творчеству Кязима Мечиева основателя балкарской литературы. Его произведения посвящены религиозно-нравственной тематике. Поэма «Иман Ислам», «Пророки» написаны живым, ярким языком, захватывают своей простотой, образностью и богатством мыслей. В них автор показал себя истинным патриотом и педагогом, отстаивавшим идею религиозно-нравственного и патриотического воспитания. В его поэмах всякое проявление социальной несправедливости решительно осуждается, вызывает негодование. К. Мечиев смело призывает к защите трудового народа. В этом он видит проявление гуманизма. В трагической поэме «Раненый тур», К. Мечиев зовет к бунту против зла, насилия и жестокости. В стихотворении «Завещание сыну» он призывает быть честным и неподкупным, не соблазняться ложной славой, оставаться всегда с трудовым народом. Исследователь творчества К. Мечиева балкарский народный поэт Кайсын Кулиев следующим образом показывает духовно-нравственную направленность его поэзии: «В поэзии Мечиева, как и в народных песнях и поэмах, прежде всего, мы видим честность, искренность и 123 тех, кто угнетал людей, чинил над ними насилие, обретал на нищету и рабство. В борьбе с врагами народа он прибегал к силе слова. Его поэзия воспитывала в человеке чувство собственного достоинство и призывала к борьбе с угнетателями народа. Воспитанию нравственных ценностей, изложенных в этноэтикете, способствует изучение произведений Аскарби Шортанова «Мурат», «Горцы»; Бегала Куашева «Без тебя я как орел бескрылый», «Чего я боюсь», «Индыл», «Песня рождается не из похмелья», «Нох»; Ахмедхаиа Налоева «Водяная бабка», «Помятое платье», «Дорога, идущая в госпиталь» и др. В произведениях указанных авторов утверждается мысль о том, что кабардинцы, балкарцы -трудолюбивый, честный народ. Они пахали землю, собирали урожай, тесали камень, слагали песни, любили родную землю, верили в ее бессмертие, как и в вечность солнца, неба, звезд. Эта вера, этот образ жизни помогали людям переносить нужду и тяготу, формировали обычаи, традиции, нравственные заповеди и нормы, прославлявшие самоотверженный лруд, убеждавшие в необходимости защиты родной земли. В курсе родной литературы одно из видных мест отводится изучению творчества Адама Шогенцукова народного поэта КБР, классика адыгской литературы. Разнообразны жанры и тематика его произведений. В них представлены эпос, повести, драма, лирика. Большую известность получили циклы любовной лирики. В его поэзии воспевается красота родной природы: звездные ночи в горах, чарующие своими красотами альпийские луга, заснеженные горные вершины. Поэт передает национально-бытовой колорит и народная мудрость. Поэт прославляет любовь к родной земле, своему народу. Изучая произведения Шогенцукова, «Эльбрус», «Береза», «Чувства», «Огонь энергии», «Вершина деяний», «Память жизни» и др., учащиеся размышляют о смысле жизни, дискутируют о том, каким должен быть человек. Велик вклад А. Шогенцукова в развитие повести как жанра в адыгской литературе. В школах изучается его повесть «Весна Софият» первого в на125 |