136 собирали урожай, тесали камень, слагали песни, любили родную землю, верили в ее бессмертие, как и в вечность солнца, неба, звезд. Эта вера, этот образ жизни помогали людям переносить нужду и тяготы, формировали обычаи, традиции, нравственные заповеди и нормы, прославлявшие самоотверженный труд, убеждавшие в необходимости защиты родной земли. В курсе родной литературы одно из видных мест отводится изучению творчества Адама Шогенцукова – народного поэта Кабардино-Балкарской республики, классика адыгской литературы. Разнообразны жанры и тематика его произведений. В них представлены эпос, повести, драма, лирика. Большую известность получили циклы любовной лирики. В его поэзии воспевается красота родной природы: звездные ночи в горах, чарующие своими красотами альпийские луга, заснеженные горные вершины. Поэт передает национально-бытовой колорит и народную мудрость. Поэт прославляет любовь к родной земле, своему народу. Изучая произведения Шогенцукова «Эльбрус», «Береза», «Чувства», «Огонь энергии», «Вершина деяний», «Память жизни» и др., учащиеся размышляют о смысле жизни, дискутируют о том, каким должен быть человек. Особый интерес у детей вызывают уроки, на которых изучалась поэзия народного поэта Кайсына Кулиева. Каждое стихотворение поэта раскрывает его отношение к жизни, людям, их делам, поступкам, т.е. в определенной мере затрагивает вопросы морали. Благодаря красочности и выразительности стихотворения К. Кулиева близки и понятны юным читателям. При этом, учащиеся активно воспринимают написанное поэтом, а внутренне душевно реагируют на поэзию Кулиева, как на что-то близкое, родное. Приводится высказывание видного советского поэта, писателя, общественного деятеля Николая Тихонова: «Стих Кайсына Кулиева, как высокие деревья, – украшение поэтического сада. Они видны отовсюду. И сладок отдых в тени этого сада, взращенного огнем немеркнущего человеческого сердца. Это место, откуда путник встает вдохновленный, обрадованный, счастливый, полны веры в жизнь и в людей!» [110]. |
тех, кто угнетал людей, чинил над ними насилие, обретал на нищету и рабство. В борьбе с врагами народа он прибегал к силе слова. Его поэзия воспитывала в человеке чувство собственного достоинство и призывала к борьбе с угнетателями народа. Воспитанию нравственных ценностей, изложенных в этноэтикете, способствует изучение произведений Аскарби Шортанова «Мурат», «Горцы»; Бегала Куашева «Без тебя я как орел бескрылый», «Чего я боюсь», «Индыл», «Песня рождается не из похмелья», «Нох»; Ахмедхаиа Налоева «Водяная бабка», «Помятое платье», «Дорога, идущая в госпиталь» и др. В произведениях указанных авторов утверждается мысль о том, что кабардинцы, балкарцы -трудолюбивый, честный народ. Они пахали землю, собирали урожай, тесали камень, слагали песни, любили родную землю, верили в ее бессмертие, как и в вечность солнца, неба, звезд. Эта вера, этот образ жизни помогали людям переносить нужду и тяготу, формировали обычаи, традиции, нравственные заповеди и нормы, прославлявшие самоотверженный лруд, убеждавшие в необходимости защиты родной земли. В курсе родной литературы одно из видных мест отводится изучению творчества Адама Шогенцукова народного поэта КБР, классика адыгской литературы. Разнообразны жанры и тематика его произведений. В них представлены эпос, повести, драма, лирика. Большую известность получили циклы любовной лирики. В его поэзии воспевается красота родной природы: звездные ночи в горах, чарующие своими красотами альпийские луга, заснеженные горные вершины. Поэт передает национально-бытовой колорит и народная мудрость. Поэт прославляет любовь к родной земле, своему народу. Изучая произведения Шогенцукова, «Эльбрус», «Береза», «Чувства», «Огонь энергии», «Вершина деяний», «Память жизни» и др., учащиеся размышляют о смысле жизни, дискутируют о том, каким должен быть человек. Велик вклад А. Шогенцукова в развитие повести как жанра в адыгской литературе. В школах изучается его повесть «Весна Софият» первого в на125 нии учащиеся приходят к выводу, что забота о ребенке важная обязанность и огца и матери. Особый интерес у детей вызывают уроки, на которых изучалась поэзия народного поэта Кайсына Кулиева. Каждое стихотворение поэта раскрывает его отношение к жизни, людям, их делам, поступкам, т.с. в определенной мере затрагивает вопросы морали. Благодаря красочности и выразительности стихотворения К. Кулиева близки и понятны юным читателям. При этом, учащиеся активно воспринимают написанное поэтом, а внутренне душевно реагируют на поэзию Кулиева, как на что-то близкое, родное. Приводится высказывание видного советского поэта, писателя, общественного деятеля Николая Тихонова: «Стих Кайсына Кулиева, как высокие деревья, украшение поэтического сада. Они видны отовсюду. И сладок отдых в тени этого сада, взращенного огнем немеркнущего человеческого сердца. Это место, откуда путник встает вдохновленный, обрадованный, счастливый, полны веры в жизнь и в людей!» [98]. Жить, по К. Кулиеву, отмечают учителя, значит видеть радость и печаль близких, проявлять готовность помогать им в беде, радоваться их успехами. Одно из центральных мест в поэзии К. Кулиева занимает тема женщины. Произведения К. Кулиева несут в себе энергию созидания, веру в возможность утверждения в людях духовности, высокой нравственности, совершенства по законам гармонии и красоты. Идеал совершенной личности в стихотворениях поэта выражен в яркой образной форме. Его поэтическое слово пронизано народной мудростью. Поэт широко использует пословицы и поговорки своего народа, творчески переосмысливает их и в таком виде передает современному читателю. Как показали результаты опытно-экспериментальной работы, подростки легко запоминают пословицы, поговорки, художественные образы, элементы национальной кухни, свободно ориентируются в национальном своеобразии фольклорных произведений. Так испытуемые экспериментальной 129 |