Проверяемый текст
Кучукова Зухура Жамаловна. Формирование нравственных ценностей у подростков в педагогике балкарского народа (Диссертация 2009)
[стр. 137]

137 Жить, по К.
Кулиеву, отмечают учителя, значит видеть радость и печаль близких, проявлять готовность помогать им в беде, радоваться их успехами.

Произведения К.
Кулиева несут в себе энергию созидания, веру в возможность утверждения в людях духовности, высокой нравственности, совершенства по законам гармонии и красоты.
Идеал совершенной личности в стихотворениях поэта выражен в яркой образной форме.
Его поэтическое слово пронизано народной мудростью.
Поэт широко использует пословицы и поговорки своего народа, творчески переосмысливает их и в таком виде передает современному читателю.

На занятиях по русской и родной литературе мы обращали внимание на то обстоятельство, что хорошее знание фундаментальных категорий нравственности является исходным началом формирования гражданственности.
При обсуждении узловых вопросов мы стремились организовать дискуссию, поощряя выражение собственных суждений, умение делать обобщения, выводы, сравнения нравственного состояния литературного героя, перенесение его качеств на собственную личность.
В домашних заданиях ставили задачи определения собственной
гражданской позиции и ее реализации в различных видах учебной и внеурочной деятельности.
При этом учитывалось, что
гражданская позиция является динамической, неустойчивой характеристикой, подверженной влиянию различных факторов.
Это определяло роль преподавателя, призванного диагностировать и корректировать
гражданские позиции по широкому кругу отношений, особенно связанных с жизнью классного коллектива.
Среди гуманитарных предметов важнейшая роль принадлежит истории отечества, которая, в известной мере, является комплексным предметом, включающим элементы обществоведения, демографии, права, экономики.
Она создает фактологическую базу для понимания «обществоведческой» картины нашего государства.
В целом же все гуманитарные предметы формируют обществоведческую культуру личности школьника.
[стр. 128]

нии учащиеся приходят к выводу, что забота о ребенке важная обязанность и огца и матери.
Особый интерес у детей вызывают уроки, на которых изучалась поэзия народного поэта Кайсына Кулиева.
Каждое стихотворение поэта раскрывает его отношение к жизни, людям, их делам, поступкам, т.с.
в определенной мере затрагивает вопросы морали.
Благодаря красочности и выразительности стихотворения К.
Кулиева близки и понятны юным читателям.
При этом, учащиеся активно воспринимают написанное поэтом, а внутренне душевно реагируют на поэзию Кулиева, как на что-то близкое, родное.
Приводится высказывание видного советского поэта, писателя, общественного деятеля Николая Тихонова: «Стих Кайсына Кулиева, как высокие деревья, украшение поэтического сада.
Они видны отовсюду.
И сладок отдых в тени этого сада, взращенного огнем немеркнущего человеческого сердца.
Это место, откуда путник встает вдохновленный, обрадованный, счастливый, полны веры в жизнь и в людей!» [98].
Жить, по К.
Кулиеву, отмечают учителя, значит видеть радость и печаль близких, проявлять готовность помогать им в беде, радоваться их успехами.

Одно из центральных мест в поэзии К.
Кулиева занимает тема женщины.
Произведения К.
Кулиева несут в себе энергию созидания, веру в возможность утверждения в людях духовности, высокой нравственности, совершенства по законам гармонии и красоты.
Идеал совершенной личности в стихотворениях поэта выражен в яркой образной форме.
Его поэтическое слово пронизано народной мудростью.
Поэт широко использует пословицы и поговорки своего народа, творчески переосмысливает их и в таком виде передает современному читателю.

Как показали результаты опытно-экспериментальной работы, подростки легко запоминают пословицы, поговорки, художественные образы, элементы национальной кухни, свободно ориентируются в национальном своеобразии фольклорных произведений.
Так испытуемые экспериментальной 129

[стр.,134]

По мнению Ж.Г.
Алямкиной, родной язык способствует формированию, эмоциональной сферы ребенка, становлению творческой личности, способной создавать национальные и общечеловеческие ценности.
На учебных занятиях по русской и родной литературе мы обращали внимание на то обстоятельство, что хорошее знание фундаментальных категорий нравственности является исходным началом становления нравственности.
При обсуждении узловых вопросов мы стремились организовать дискуссию, поощряя выражение собственных суждений, умение делать обобщения, выводы, сравнения нравственного состояния литературного героя, перенесение его качеств на собственную личность.
В домашних заданиях ставили задачи определения собственной
нравственной позиции и ее реализации в различных видах учебной и внеурочной деятельности.
При этом учитывалось, что
нравственная позиция является динамической, неустойчивой характеристикой, подверженной влиянию различных факторов.
Это определяло роль преподавателя, призванного диагностировать и корректировать
нравственные позиции по широкому кругу отношений, особенно связанных с жизнью классного коллектива.
Мы также учитывали, что нравственное воспитание происходит в определенной социальной среде, поэтому экономические, политические, идеологические факторы являются определяющими.
В то же время значимыми являются факторы, связанные с традициями общества, воздействием религии, искусства, науки, а также СМИ.
Все это делает процесс формирования нравственной личности подростка достаточно сложным.
Изучение курса литературы, унаследовавшей лучшие образцы нравственности, способствует минимизации отрицательного влияния отдельных этих факторов на духовный мир взрослеющего человека.
Таким образом, через литературное образование есть возможность показать становление своеобразного национального миросозерцания, неотделимого от духовного осмысления и переживания действительности, выявить 135

[Back]