Проверяемый текст
Ермоленко, Елена Владимировна; Агитационно-пропагандистская работа РКП(б) в условиях Гражданской войны (Диссертация 2006)
[стр. 106]

робно описывала инспирированные советской пропагандой ритуальные, проводимые по всем правилам убийства своих политических и идеологических оппонентов, всех тех, кто мешает строительству светлого будущего.
Данные пропагандистские акции основывались на том, что прежде чем победить своих военно-политических противников в реальности, необходимо было уничтожить их в рамках определенного ритуала, особого действа, после которого реальное их поражение станет вопросом времени, поскольку оно было уже обеспеченно символическими, магическими действиями.
Уверенность
большевистской прессы в победе в будущем «красной нитью» проходила через все эти газетные публикации.
Таким образом, большевистская региональная периодика не только всемерно пропагандировала мысль о политическом, идеологическом или военном превосходстве над противником, но и была полна описания различного рода символических акций, которые, по мысли их устроителей должны были открыть дорогу к его реальному поражению.
Пресса, которая находилась под контролем военно-политических противников большевиков, в годы гражданской войны, также была полна различного рода материалов, в которых отражались особые агитационнопропагандистские идеократические и религиозные ритуалы призванные укрепить единство рядов противников советской власти.
Так, в постановлении Приходского совета церкви, станицы Новоминской Кубанской области,
напечатанного в местной прессе, имели место следующие строки: «Приходской совет церкви станицы Новоминской Кубанской области, в составе причта и представителей от прихожан, Вознеся Господу Богу моление и благодарение по случаю освобождения сердца Кубани Екатеринодара, от безбожных банд большевиков, руководимых людьми поправшими образ Божий, считает своей священной обязанностью, принести славной геройской Добровольческой армии и ее доблестным героям вождям глубочайшую благодарность за сверхчеловеческие усилия, труды и лишения подт>ятые ими для освобождения Кубанского края и всей нашей дорогой Родины от анархических дейст106
[стр. 72]

72 личности возможность выйти на какое-то время за пределы неустроенной повседневной жизни, наполненной проблемами и опасностями.
Организация столь массовых ггропагандистских мероприятий, особые ритуалы, происходившие на воинских парадах, митиш-ах и шествиях связанные с революцией, борьбой трудящихся в гражданской войне.
давали возможность всем их участникам почувствовать себя защищенными психологически в рамках целостного, коллективного сообщества.
В ходе их осуществления большевистская агитация и пропаганда давала символический и не только отпор «массовому врагу».
Так, например, 15-19 августа 1920 г.
в Икатеринодаре проходила «Неделя борьбы с Врангелем», длившаяся полмесяца.
В этой связи был намечен следующий комплекс мероприятий: «а) Предложить Кубчека организовать и провести в ближайшие же дни поголовные обыски в кварталах, заселенных массой буржуазии; б) при обнаружении незарегистрированных бывших белогвардейских офицеров -беспощадно уничтожать их; в) широко оповещать население о расправе со всеми контрреволюционными элементами».4 0 На происходящих организационных мероприятиях, воинских парадах и шествиях их участники каждый раз одерживали победы над реальными и мнимыми противниками, выражали свою коллективную волю к построению некого общества н достижению победы в войне, В ходе массовых шествий и празднеств совершались инспирированные советской пропагандой ритуальные, проводимые по всем правилам убийства своих политических и идеологических оппонентов, всех тех, кто мешает строительству светлого будущего: «Как нам кажется, стоит обратить онимаиие на то* что военизация была главной чертой празднеств в ранний период советской власти.
Даже если вначале горожане и не были обречены только на пассивное созерцание или участие в строго определенной программе, имея какую-то возможность * Кошдкии Л.A.
Paajpow десаям Qpaifi-елм па Kvfiafui.
Краснодар, I960, С.97-95).


[стр.,73]

73 самовыражения, то в дальнейшем на лице праздников сказались солдатские спектакли, инсценировки военных событий, а, следовательно, военизация, в ходе которой особенно подчеркивались заслуги Красной армии.
Станя нсех остальных участников в тень, подчеркивая свою собственную значимость, но крайней мере, в изображении революционных событий.
Красная армия вырезала порядочный кусок из истории, какой ее помнили рабочие н революционно настроенное население столиц, или перекраивала ее на инои лад».*4Данные пропагандистские акции основывались на том, что прежде чем побелить своим военио-тюлитических противников в реальности, необходимо было уничтожить их в рамках агитационно-пропагандистского ритуала, особого действа, после которого реальное их поражение станет вопросом времени, поскольку оно было уже обеспеченно символическими, .магическими действиями.
Уверенность
совеаекой пропаганды в победе в будущем дополнялось ее символическим содержанием в настоящем.
Таким обраюм.
данные агитационно-пропагандистские мероприятия реализуемые органами большевистской агитации и пропаганды служили не только демонстрацией политического, идеологического или военного превосходств над противником, но и были особым символическим актом победы над ним, его пропагандистским ритуальным закланием, которое должно было открыть дорогу к его реальному поражению.
Военно-политические оппоненты больцтеииков в ходе гражданской войны также как и они использовали особые агитационно-пропагандистские идеократические и религиозные ритуалы призванные укрепить единство рядов противников советской власти.
Так, в постановлении Приходского совета церкви, станицы Новоминской Кубанской области
имели место следующие строки: «Приходской совет церкви станицы Иовомииской Кубанской области, в составе причта и представителей от прихожан, Вознеся Господу Богу моление и благодарение по случаю освобождения сердца Кубани 1 0Ил4Л<н(юрUJ, Ргвсичтня к культура.
СПи„ 2000.
С-2??.


[стр.,74]

74 Екатеринодара, от безбожных банд большевиков, руководимых людьми поправшими образ Божий, считает своей священной обязанностью, принести славной геройской Добровольческой армии и ее доблестным героям вождям глубочайшую благодарность за сверхчеловеческие усилии, труды и лишения подъятые ими для освобождения Кубанского края и всей нашей дорогой Родины от анархических действий врагов церкви Святой, Отечества нашего и всего человечества, и молиг Бога о даровании окончательной победы лад противниками.,,».
Чаще всего данные пропагандистские акции совершались белыми в ходе военных действий под лозунгами построения Единой и Неделимой Державной Неликой России и давали возможность челопеку стороннику «белою дела» некоторое время пожить жизнью это мифического государственном образования, «9-го сего июля на площади собора в Кисловодске был совершен торжественный .молебен но случаю объединения командования всеми армиями борющимися за Единую и Неделимую Россию в лице адмирала Колчака»*4 3 Пропагандистские мифологемы, повсеместно распространяемые органами пропаганды деникинского режима, также реализовывалось в ходе воинских парадов и шествии, в речах и выступлениях лидеров Белою движения.
Несмотря на внешнее сходство и однотипность применяемых обоими военно-политическими лагерями агитационно-пропагандистских приемов, пропагандистские мероприятия, проводимые Белым движением, значительно уступали своим противникам в агитационной мощи организации и силс идеологического образа, поскольку идсологсмы белых были не всегда ясны им самим.
Поэтому и их пропагандистская мистификация в реальной действительности была менее выразительной, чем у их политических противников, у которых организация и постановка этих пропагандистских мероприятий достигала поистинс эпического масштаба, в котором всс явственнее просматривался образ всеобщего, тотального, большевистского кг Г Л Р Ф .
Ф .
446.
Ол.2.
Д.1.Л.
:04.
я’ Г А С К .
Ф .
I1Ш 9 .
On I Д.1.
Л.
140.

[Back]