робно описывала инспирированные советской пропагандой ритуальные, проводимые по всем правилам убийства своих политических и идеологических оппонентов, всех тех, кто мешает строительству светлого будущего. Данные пропагандистские акции основывались на том, что прежде чем победить своих военно-политических противников в реальности, необходимо было уничтожить их в рамках определенного ритуала, особого действа, после которого реальное их поражение станет вопросом времени, поскольку оно было уже обеспеченно символическими, магическими действиями. Уверенность большевистской прессы в победе в будущем «красной нитью» проходила через все эти газетные публикации. Таким образом, большевистская региональная периодика не только всемерно пропагандировала мысль о политическом, идеологическом или военном превосходстве над противником, но и была полна описания различного рода символических акций, которые, по мысли их устроителей должны были открыть дорогу к его реальному поражению. Пресса, которая находилась под контролем военно-политических противников большевиков, в годы гражданской войны, также была полна различного рода материалов, в которых отражались особые агитационнопропагандистские идеократические и религиозные ритуалы призванные укрепить единство рядов противников советской власти. Так, в постановлении Приходского совета церкви, станицы Новоминской Кубанской области, напечатанного в местной прессе, имели место следующие строки: «Приходской совет церкви станицы Новоминской Кубанской области, в составе причта и представителей от прихожан, Вознеся Господу Богу моление и благодарение по случаю освобождения сердца Кубани Екатеринодара, от безбожных банд большевиков, руководимых людьми поправшими образ Божий, считает своей священной обязанностью, принести славной геройской Добровольческой армии и ее доблестным героям вождям глубочайшую благодарность за сверхчеловеческие усилия, труды и лишения подт>ятые ими для освобождения Кубанского края и всей нашей дорогой Родины от анархических дейст106 |
72 личности возможность выйти на какое-то время за пределы неустроенной повседневной жизни, наполненной проблемами и опасностями. Организация столь массовых ггропагандистских мероприятий, особые ритуалы, происходившие на воинских парадах, митиш-ах и шествиях связанные с революцией, борьбой трудящихся в гражданской войне. давали возможность всем их участникам почувствовать себя защищенными психологически в рамках целостного, коллективного сообщества. В ходе их осуществления большевистская агитация и пропаганда давала символический и не только отпор «массовому врагу». Так, например, 15-19 августа 1920 г. в Икатеринодаре проходила «Неделя борьбы с Врангелем», длившаяся полмесяца. В этой связи был намечен следующий комплекс мероприятий: «а) Предложить Кубчека организовать и провести в ближайшие же дни поголовные обыски в кварталах, заселенных массой буржуазии; б) при обнаружении незарегистрированных бывших белогвардейских офицеров -беспощадно уничтожать их; в) широко оповещать население о расправе со всеми контрреволюционными элементами».4 0 На происходящих организационных мероприятиях, воинских парадах и шествиях их участники каждый раз одерживали победы над реальными и мнимыми противниками, выражали свою коллективную волю к построению некого общества н достижению победы в войне, В ходе массовых шествий и празднеств совершались инспирированные советской пропагандой ритуальные, проводимые по всем правилам убийства своих политических и идеологических оппонентов, всех тех, кто мешает строительству светлого будущего: «Как нам кажется, стоит обратить онимаиие на то* что военизация была главной чертой празднеств в ранний период советской власти. Даже если вначале горожане и не были обречены только на пассивное созерцание или участие в строго определенной программе, имея какую-то возможность * Кошдкии Л.A. Paajpow десаям Qpaifi-елм па Kvfiafui. Краснодар, I960, С.97-95). 73 самовыражения, то в дальнейшем на лице праздников сказались солдатские спектакли, инсценировки военных событий, а, следовательно, военизация, в ходе которой особенно подчеркивались заслуги Красной армии. Станя нсех остальных участников в тень, подчеркивая свою собственную значимость, но крайней мере, в изображении революционных событий. Красная армия вырезала порядочный кусок из истории, какой ее помнили рабочие н революционно настроенное население столиц, или перекраивала ее на инои лад».*4Данные пропагандистские акции основывались на том, что прежде чем побелить своим военио-тюлитических противников в реальности, необходимо было уничтожить их в рамках агитационно-пропагандистского ритуала, особого действа, после которого реальное их поражение станет вопросом времени, поскольку оно было уже обеспеченно символическими, .магическими действиями. Уверенность совеаекой пропаганды в победе в будущем дополнялось ее символическим содержанием в настоящем. Таким обраюм. данные агитационно-пропагандистские мероприятия реализуемые органами большевистской агитации и пропаганды служили не только демонстрацией политического, идеологического или военного превосходств над противником, но и были особым символическим актом победы над ним, его пропагандистским ритуальным закланием, которое должно было открыть дорогу к его реальному поражению. Военно-политические оппоненты больцтеииков в ходе гражданской войны также как и они использовали особые агитационно-пропагандистские идеократические и религиозные ритуалы призванные укрепить единство рядов противников советской власти. Так, в постановлении Приходского совета церкви, станицы Новоминской Кубанской области имели место следующие строки: «Приходской совет церкви станицы Иовомииской Кубанской области, в составе причта и представителей от прихожан, Вознеся Господу Богу моление и благодарение по случаю освобождения сердца Кубани 1 0Ил4Л<н(юрUJ, Ргвсичтня к культура. СПи„ 2000. С-2??. 74 Екатеринодара, от безбожных банд большевиков, руководимых людьми поправшими образ Божий, считает своей священной обязанностью, принести славной геройской Добровольческой армии и ее доблестным героям вождям глубочайшую благодарность за сверхчеловеческие усилии, труды и лишения подъятые ими для освобождения Кубанского края и всей нашей дорогой Родины от анархических действий врагов церкви Святой, Отечества нашего и всего человечества, и молиг Бога о даровании окончательной победы лад противниками.,,». Чаще всего данные пропагандистские акции совершались белыми в ходе военных действий под лозунгами построения Единой и Неделимой Державной Неликой России и давали возможность челопеку стороннику «белою дела» некоторое время пожить жизнью это мифического государственном образования, «9-го сего июля на площади собора в Кисловодске был совершен торжественный .молебен но случаю объединения командования всеми армиями борющимися за Единую и Неделимую Россию в лице адмирала Колчака»*4 3 Пропагандистские мифологемы, повсеместно распространяемые органами пропаганды деникинского режима, также реализовывалось в ходе воинских парадов и шествии, в речах и выступлениях лидеров Белою движения. Несмотря на внешнее сходство и однотипность применяемых обоими военно-политическими лагерями агитационно-пропагандистских приемов, пропагандистские мероприятия, проводимые Белым движением, значительно уступали своим противникам в агитационной мощи организации и силс идеологического образа, поскольку идсологсмы белых были не всегда ясны им самим. Поэтому и их пропагандистская мистификация в реальной действительности была менее выразительной, чем у их политических противников, у которых организация и постановка этих пропагандистских мероприятий достигала поистинс эпического масштаба, в котором всс явственнее просматривался образ всеобщего, тотального, большевистского кг Г Л Р Ф . Ф . 446. Ол.2. Д.1.Л. :04. я’ Г А С К . Ф . I1Ш 9 . On I Д.1. Л. 140. |