С началом гражданской войны многие журналы и газеты оказались на грани исчезновения. Произошло это как по политическим, так и по экономическим причинам. Часть из них была закрыта различного рода региональными властями из-за их оппозиционности. Некоторые прекратили свое существование по экономическим причинам, поскольку не в состоянии были сводить концы с концами, в ситуации экономического кризиса. Таким образом, значительное количество людей работающий в этих изданиях были вынуждены поменять род занятий или приспособиться к сложившимся обстоятельствам. Одни из журналистов живших в то время позднее вспоминал: «Пели я был каменщиком или дровосеком я мог бы добывать себе хлеб вне всякой политики. Для журналиста это не мыслимо. Значит', пойти к кому-либо на службу... Было тяжело. Решиться на это я не мог».166 Одним из вариантов дальнейшего устройства своей профессиональной карьеры стала работа в литературных изданиях, контролируемых властью и пользующихся ее покровительством. Значительно число российских писателей, журналистов сознательно, руководствуясь политическими и идеологическими мотивами, в основном, из среды «левой» интеллигенции пошли на сотрудничество с большевиками. Некоторая их часть заняла по отношению к Советской власти нейтральноблагожелательную позицию. Так М. М. Пришвин, в своих «Дневниках», говоря о положении писателя в новой общественно-политической ситуации, писал: «А нам писателям, нужно опять к народу, надо опять подслушивать его стоны, собирать кровь и слезы и новые думы, взращенные состраданием, нужно понять все прошлое в новом свете...».167 Но все же в этом случае большинству из литераторов и журналистов пришлось поменять политические и идеологические позиции и стать фактически государственными служащими, рупором новой государственной власти и проводниками ее политики в области печатного слова, как в центре 109 Архив русской революции. В 22 т. Т. 10. М., 1991. С. 29. 167Пришвин М. М. Дневники. М., 1990. С. 102. |
168 нения, затрагивающие их сущность, а также отдельные их виды и формы реализации. С началом Гражданской войны многие литературные журналы и газеты оказались на грани исчезновения. Произошло это как по политическим, так и по экономическим причинам. Часть из них была закрыта новой властью из-за их оппозиционности. Некоторые прекратили свое существование по экономическим причинам, так как были не в состоянии сводить концы с концами в ситуации экономического кризиса. Таким образом, значительное количество людей, работающих в этих изданиях, были вынуждены поменять род занятий или приспособиться к сложившимся обстоятельствам. Одни из журналистов, живших в то время, позднее вспоминал: «Нели бы я был каменщиком или дровосеком, я м ог бы добывать себе хлеб вне всякой политики. Для журналиста это немыслимо. Значит, пойти к кому-либо на службу. . . Было тяжело. Решиться на это я не мог»245. Одним из вариантов дальнейш его устройства их профессиональной карьеры стала работа в литературных изданиях, контролируемых новой властью и пользующихся ее покровительством. Значительное число российских писателей в основном из среды «левой» интеллигенции сознательно, руконодсгвуясь политическими и идеологическими мотивами пошли на сотрудничество с новой властью. Некоторая их часть заняла по отношению к ней нейтрально-благожелательную позицию. Так, М. М. Пришвин в своих «Дневниках», говоря о положении писателя в новой общественнополитической ситуации, писал: «Л нам, писателям, нужно опять к народу, надо опять подслушивать его стоны, собирать кровь, и слезы, и новые думы, 246 взращенные состраданием, нужно понять все прошлое в новом свете...» . Но все же в этом случае большинству из литераторов пришлось поменять политические и идеологические позиции и стать фактически государственными служащими, рупорами новой государственной власти и проводникаАрхив русской революции. В 22 т. Т. 10. М., 1991. с . 29. 244Пришвин М . М. Дневники. М .. 1 9 9 0 .с.102. |