и з профессии журналиста и литератора превратилась в профессию идеолога и политического пропагандиста определенного политического движения. Так, например, современник вспоминал: «На столбцах севастопольского официоза «Юг» мы читали «строго научные» статьи Е. Чирикова против марксизма, отвратительно хамские фельетоны Аверченко, с особенной бессильной злобой обрушивающиеся на тов. Троцкого и, наконец, саркастические статьи 173 поверенного Варшавского, поносящий красный суд». Беря за основу своего труда определенные идеологемы и политические принципы, декларируемые тем или иным лагерем в гражданском вооруженном конфликте, журналист должен был творчески интерпретировать их в своих статьях и публикациях. При этом допускалось некоторые вольности, но каралось отступления от фундаментальных принципов. Смысл профессии журналиста в регионе Северного Кавказа стала заключаться не в том, что бы донести до читателя правдивую и объективную информацию, а в том, что бы как можно доходчивей и притягательней для широкой публики, преподнести цели и задачи определенного политического лагеря или партии, привлечь на се сторону как можно большее число сторонников и сочувствующих. Исходя из этого, профессиональная состоятельность в журналисткой среде, стала пониматься как мастерство пропагандиста и распространителя политических идей. По сути дела это было начало пути огосударствления прессы и литературы подчинения их интересам государства. Причем на это путь вступили не только большевики, которые очень рано поняли значение печатного слова как средства борьбы в гражданской войне, но их противники, формально декларировавшие либеральный подход к печати и сохранению свободы слова. Таким образом, первые признаки огосударствления этой профессии проявились в годы гражданской войны. С другой стороны, власть пыталась применять не только «кнут», но и «пряник». Так, на представителей интеллигенции, занятых журналистки трудом и работающих в печатных изданиях, выполняющих идеологические 1 7 3РГЛСПИ Ф. 17 Оп 66. Д. 63. Л. 107. |
172 выразилось в помещенной статье озаглавленной «Развал власти». Означенную меру привести в исполнение в срочном порядке, через начальника Екатеринодарской государственной стражи, с объявлением постановления ответственному редактору г. Чсревкову под расписку»252. Изменение положения прессы в годы Гражданской войны, рост ее значения как пропагандистского рупора политических принципов и идеологем в гражданском вооруженном конфликте не могло не изменить само содержание профессии литератора и журналиста. Лишь немногим представителям этой профессии удалось сохранить ее традиционные функции и предназначение. В подавляющем же большинстве случаев она приобрела не только новые виды и формы реализации, но и новое содержание. Происходило идеологическое наполнение этой сферы трудовой деятельности российской интеллигенции. В сложившихся условиях профессии журналиста и литератора превратились в профессии идеолога и политического пропагандиста определенного политического движения. «На столбцах севастопольского официоза «IOd>м ы читали «строго научные» статьи Е. Чирикова против марксизма, отвратительно хамские фельетоны Аверченко, с особенной бессильной злобой обрушивающиеся на тов. Троцкого, и, наконец, саркастические статьи поверенного Варшавско„ 253 го, поносящие красный суд» . Беря за основу своего труда определенные идеологемы и политические принципы, декларируемые тем или иным лагерем в гражданском вооруженном конфликте, журналист должен был творчески интерпретировать их в своих статьях и публикациях. При этом допускалось некоторые вольности, но каралось отступления от фундаментальных идеологем. Смысл профессии журналиста стала заключаться не в том, чтобы донести до читателя правдивую и объективную информацию, а в том, чтобы как можно доходчивей и Кубанская мысль. И мач 19(9 г. «Закрытие Кубанского слова». РГАСНИ. Ф. 17. Он 66. Д. 63. Л. 107. 173 притягательней для широкой публики преподнести цели и задачи определенного политического лагеря или партии, привлечь на ее сторону как можно большее число сторонников и сочувствующих. Таким образом, профессиональная состоятельность в журналисткой среде стала пониматься как мастерство пропагандиста и распространителя политических идей. По сути дела это было начало пути огосударствления прессы и литературы, подчинения их интересам государства. Причем на этот путь вступили не только большевики, которые очень рано поняли значение печатного слова как средства борьбы в Гражданской войне, но их противники формально декларировавшие либеральный подход к печати и сохранению свободы слова. Таким образом, первые признаки огосударствления этой профессии проявились в годы Гражданской войны. Это относилось и к представителям российской литературы, которые принялись сотрудничать по политическим или экономическим соображениям с теми или иными политическими силами. Литература и писательский труд, поэзия стали с течением времени одним из направлений в гражданской политической и вооруженной борьбе, средством достижения победы над противником. Писательскому труду и вообще литературному творчеству уделялось огромное внимание представителями различных политических лагерей, сражающихся в гражданском вооруженном конфликте. «Литература после Октября хотела притвориться, что ничего особенного не произошло и что это вообще ее не касается. Но как-то вышло так, что Октябрь принялся хозяйничать в литературе, сортировать и тасовать ее и вовсе не только в административном, а еще в каком-то более глубоком смысле»254. Писатель или литератор, как и журналист, был таким же бойцом в строю сторонников определенной политической идеи или доктрины. С началом Гражданской войны содержанию литературных произведений придавалась большое значение. Литератур254Троцкий Л. Д. Литература и революция. М., 1991. с.ЗЗ. |