партийного нет, обязательности, нет ответственности, нет над ним контроля партии, он сам себе хозяин и нет у него хозяина в голове. Нельзя выбирать меньшевиков и эсеров, нельзя выбирать этих предателей ")д« рабочего дела...».“ Данное противопоставление характерное для многих газетных материалов тех лет не являлось «чистой» антитезой политических взглядов или идеологем, его внутренняя сущность была значительно шире. В данном контексте в региональной печати противопоставлялись целостность и единство расколу и распаду, как разновидности общественного бытия, как варианты различных форм повседневного человеческого существования, как возможность выхода из всеобъемлющего кризиса и дальнейшее существование в его границах. Исходя из этого, в газетных материалах тех лет, партия большевиков воплотила в себе все пози тивные черты действительности, в то время как ее противники и неприсоединившиеся к ней, воплотили все худшие стороны существующей реальности. Ее деятельность и политическая власть, как об этом писали авторы газетных и журнальных публикаций, периода гражданской войны является воплощением народной мечты о счастливом будущем, о построении идеального общества. Она является той политической и властной основой, которая определяет возможность реализации всех народных стремлений и служит образцом подлинно народной организации ведущей массы к «светлому будущему». Таким образом, с начала кризисных тенденций в социокультурной и социально-экономической сферах существования северокавказского социума они нашли свое отражение в местной периодической печати. Газетная публицистика фиксировала масштабные изменения, происходящие в обществе уже начиная с периода первой мировой войны. С этого времени кризисные явления обретают свое яркое выражение на страницах местной прессы. Она отмечает рост в обществе криминальных действий, различного рода пре160 281 ГАКК. Ф. р-411. Оп.2. Д.380. Л.32 |
105 правящий авангард пролетариата, это руководитель».1 2 4 Данный пропагандистский образ предполагал идеологическую абсолютизацию единого политического движения, чья деятельность была направлена на осуществление основополагающих общественных преобразований, целостных и структурированных форм политической активности масс: «Теперь наша партия с еще большим энтузиазмом, с еше большей энергией и сплоченностью, возросшая и возмужавшая, закалившаяся в тысячах боев, берет на себя новые задачи»,1 2 ^ Поэтому* не случайно на свосм съезде Российская социал-демократическая рабочая партия была переименована по предложению В.И. Ленина в «Российскую коммунистическую партию большевиков. Такое название... соответстнует цели. которую ставит большевистская партия достижению коммунизма».1 ** Причем нередко, ч пропагандистских установках, наблюдается противопоставление членов партии большевиков партии победителей, остальной части населения страны, в особенности членам иных не большевистских политических объединений. Так, например, воззвание Вкатсринодарского Комитета РКП б, выпущенное в 1920 г. содержало следующие положения: «Надо выбирать коммунистов потому, что коммунисты единственная партия, борющаяся за освобождение трудящихся. Надо выбирать коммунистов потому, что они лучшие работники, сегодняшнего дня, вернейшие поводыри в грядутцис царство социализма... Нельзя выбирать беспартийных, ибо беспартийный, что пешеходец, заблудившийся в трех соснах, не знает сам куда идти, не может указать другим пути. Нельзя выбирать беспартийных, ибо кто знает, куда повернет его ветер -у беспартийного нет, обязательности, нет ответственности, нет над ним контроля партии, он сам себе хозяин и нет у него хозяина в голове. Нельзя выбирать меньшевиков и эсеров, нельзя ш Ленки В. И. Полнос собрание соч. Т. 42. М., 1974. С.294. JГ АКК. Ф. 1М11.0 н2. ДЗад.Л .30. РГЛСИИ. Ч > .71. Ол.35. Д.У2. Я .2 . 10G ныбирать этих предателей рабочего дела, явных или тайных пособников Врангели и польских бандитов, открытых или сокровенных саботажников рабоче-крестьянской революции».'2 7 Отсюда большевистская пропаганда выводила необходимость строгих наказаний для тех, кто нарушил нормы партийной жизни. Требования к ним, были значительно более суровые, чем к обычным гражданам Советской республики, поскольку они, являлись ’пенами самого передового отряда трудящихся и признаны подавать пример всем остальным, все еще блуждающим во мраке неведения. Так, в докладе Областного комитета Кубапо-Черноморской области от 20 апреля 1920 г. сообщалось: «...Есть всс основания предполагать, что членов Екатеринодарской организации будет очень немного, ибо нами предъявлены к членам партии строгие требования, г. к, но условиям местности, необходима особенная осторожность в приеме, основательная чистка организации вообще».Le Наиболее серьезное наказание, применяемое к членам партии, это исключение из ее рядов: «Исключение из партии, а не принуждение вот специфическое средство воздействие, средство очищения и закала авангарда».1 2 '* Противопоставлепис, допускаемое средствами большевистской массовой агитации и пропаганды, членов партии и вссх остальных не являлось «чистой» антитезой политических взглядов или идеологем, оно распространялось значительно шире, В данном контексте, большевистской пропагандой противопоставлялись целостность и единство расколу и распаду, как разновидности общественного бытия, как варианты различных форм человеческого существования, как возможность выхода из всеобъемлющего кризиса и дальнейшее существование R его границах. Только «члены партии, которая, вся действует как один, связанная 1J? РГАСПИ. Ф71. Ол.35. Д.92. Л.32. ™Р1 АСЛИ. Ф.17. On.65. ji .m . X 7 S . 1 3 ,1Ликин В. И. П &1И1> е собрание иоч. Т, 42. М., 1974. С.294. 107 железной дисциплиной, строго блюдет свой революционный идеал, беспощадно карает малейшее отступление от него».1 '™ Исходя из характеристик данного образа, в его распространении большевистская пропаганда основывалась на том, что партия большевиков воплотила в себе все позитивные черты действительности, в то время, как ес противники и ^присоединившиеся к ней, воплотили все худшие стороны существующей реальности. Ее деятельность и политическая власть, согласно пропагандистским клише является воплощением народной мечты о счастливом будущем, о построении идеального обшсства. Попытки отрицания идеальной сути этого nponas андистского образа влекли за собой суровую кару. Так, например, в докладе начальника отряда Корпуса Охраны.по Печерскому району описывается следующий факт: «Не обошлось без принятия репрессивных мер по отношению к некоторым гражданам (мною расстреляны мать с дочерью Куэьбожевы и Макарьина за... оскорбление Российской Коммунистической партии)».1 3 1 Согласно установкам массовой большевистской пропаганды партия 4 является тем политическим властным центром, которыйопределяет возможность реализации всех народных стремлении и служит образцом подлинно народной организации ведущей массы к «светлому будущему». Не политическое существование служит не только прообразом ноной политической реальности, но и связующим звеном особого рода, между полным проблем и опасностей настоящем и совершенным «завтра», наступление которого будет возможно в скором времени благодаря неустанной деятельности ее членов, идейных и бескорыстных проводников социалистической модернизации. Соединяя в себе все ценности человеческого существования в прошлом, она, согласно пропагандистским установкам, тем не менее, коренным образом решает 1 1 1 1ГА КК. Ф.Р-411. Ол.2. Д.ЗМ. Л.32. 1 1 1 ГГЛСПИ. Ф . ] 7. Ост 4. Д. 140. JJ. 3. |