Проверяемый текст
Семенов, Александр Альбертович; Политическая повседневность на Северном Кавказе в годы гражданской войны, 1917-1920 гг. (Диссертация 1999)
[стр. 27]

масс населения, ответственность за продолжающееся вооруженное противостояние, поиску противников мирного разрешения глобального вооруженного конфликта.
В связи с этим, местная печать отражала происходившее дальнейшее дробление региональной политической среды, нарастание элементов противостояния в политической жизни.
Так, во время первой мировой войны получили широкое распространение в регионе Северного Кавказа прокламации следующего содержания:
«Грабят нас помещики, грабят фабриканты, купцы и домовладельцы, грабит полиция, грабит царь со своими чиновниками и когда нам наконец надоедает этот повальный грабеж, когда мы хотим отстоять свои интересы...
тогда на нас напускают полицию, солдат и казаков, бьют нас бросают в острог, ссылают и вообще преследуют как бешенных собак.
Вот кто наши действительные враги
неприменимые и беспощадные».** В этих условиях, местная пресса фиксировала постоянное усиление влияния сил оппозиционных правительству и местной региональной власти.
Ома указывала на то, что постепенно оппозиционные идеи и антиправительственные настроения стали проникать в самые широкие народные слои, в том числе в среду крестьянского и казачьего населения Северного Кавказа, составлявшего подавляющее большинство его жителей.
Особенно сильно оно отмечалось в рабочей среде.
Поскольку, в отличие от крестьянского, казачьего населения, основная масса рабочих региона занимала активную политическую позицию по отношению к тем или иным проблемам действительности, их восприятие было более подготовлено к предстоящим общественным преобразованиям, а в политическую повседневность рабочего класса уже входили новые ценности и ориентиры, новые политические понятия и термины.
Значительное число рабочих региона занималось активной политической деятельностью, направленной на осуществление социальных преобразований,
прекращение глобального вооруженного противостояния.
Так, например,
«в Ростове, на рудниках распространялись нелегальные демократические газеты и листовки, призывающие бороться «против политики насилия и 27 29ГАКК.
Ф.
Р -4 1 1.
Оп.
2.
Д.363.
Л.1
[стр. 38]

38 населения все новые жертвы.
И нет конца этому налогу крови.
В то же время все материальные тяжести войны ложатся на беднейшее население, неимоверно растут налоги, растут аппетиты фабрикантов и купцов, вздувающих цены на товары, развиваются хищения, нищенствуют семьи запасных, голодают безработные.
Работники, которых уверяли в блестящих успехах, сулили выгоды от войны, возбуждали надежды, начинают недоверчиво относиться ко всем уверениям господ.
Действительность раскрывает обман» .
Под влиянием глобального вооруженного конфликта в данный период следствием изменения в ментальной среде региона стал поиск широкими массами населения политических и социальных сил, ответственных за его начало и продолжение, препятствующих его скорейшему завершению.
Указанное обстоятельство определяло образование новых разделительных линий между отдельными социальными слоями, способствовато возникновению призывов к ликвидации враждебных социальных сил, которые несли, в представлении широких масс населения региона, ответственность за продолжающееся вооруженное противостояние, способствовато поиску противников мирного разрешения глобатьного вооруженного конфликта.
В связи с этим происходило дальнейшее дробление регионатьной ментатьной среды, нарастание элементов противостояния в политической жизни.
Так, во время Первой мировой войны получили широкое распространение в регионе Северного Кавказа прокламации следующего содержания: «
...Нас грабят, грабит всякий кому не лень...
Грабят нас помещики, грабят фабриканты, купцы и домовладельцы, грабит полиция, грабит царь со своими чиновниками, и когда нам наконец надоедает этот повальный
1рабеж, когда мы хотим отстоять свои интересы...
тогда на нас напускают полицию, солдат и казаков, бьют нас, бросают в острог, ссылают и вообще преследуют как бешенных собак.
Вот кто наши действительные враги
непримиримые и беспощадные»2.
В этих условиях влияние оппозиционных правительству сил в регионе постоянно усиливалось, постепенно оппозиционные идеи и антиправительст' ГАКК.
Ф.
Р 411.
Оп.
2.
Д.363.
Л.13.
2Там же.
Д.
1.


[стр.,40]

40 стране общественно-политической ситуации, постепенно видоизменяли ментальную среду сельского населения региона.
В отличие от крестьянского, казачьего населения, основная масса рабочих региона занимала активную политическую позицию по отношению к тем или иным проблемам действительности, их восприятие было более подготовлено к предстоящим общественным преобразованиям, а
ментальности уже входили в процесс своего видоизменения.
Значительное число рабочих региона занималось активной политической деятельностью, направленной на осуществление социальных преобразований
и прекращение глобального вооруженного противостояния.
Так, например,
как отмечает B.C.
Панченко в статье «Отношение легальных организаций рабочих Дона к милитаризму в Первой мировой войне»: «В Ростове на рудниках распространялись нелегальные демократические листовки, призывающие бороться против политики насилия и захвата, роста влияния военщины, давящей своими расходами на трудовой народ всех земель и людей всех цветов кожи.
Выдвигался лозунг: «Долой войну!» и «Война Войне!».
Листовки распространяли члены рабочих организаций и нередко помогали перепечатывать или издавать их в глубоком подполье.
Рабочим разъяснялось, что у них нет врагов по ту сторону границы, где живут и трудятся такие же угнетенные пролетарии как и они сами»1.
Но, несмотря на возросшую в отдельных своих проявлениях политическую активность региональных социальных трупп, для начала широкомасштабного гражданского вооруженного конфликта в регионе не существовало значительных внутренних причин, порожденных непосредственно региональной политической ситуацией.
В целом антиправительственные выступления в регионе были не столь значительны и не принимали в данный период угрожающего характера для существующей на территории Северного Кавказа общественно-политической системы.
Несмотря на активную деятельность различного рода революционных организаций и партий на территории региона, их влияние на политическую 1Панченко B.C.
Отношение легальных организаций рабочих Дона к милитаризму в Первой мировой войне.
Ростов-н/Д., 1994.
С.
59.

[Back]