де правды и прочно водворятся на земле поистиие свобода, равенство и брат37 ство». Однако местная периодика обращала свое внимание на то, что в новое время человеческой истории смогут попасть не все, а только те, кто с оружием в руках стремится к установлению царства справедливости и равенства. Нейтралитет и оппозиция этому революционному движению, в данном случае, являлись невозможными. Так газета Кубанская правда 24 мая 1918 г. отмечала: «Да так хладнокровно относится, как армавирские граждане и рабочие относятся в данный момент, дольше так не должно быть... нейтралитет и всякие действия против Советской Власти в лице Российской Федеративной Советской Республики равняется смерти. Все те граждане и рабочие, которые находятся без работы и празднуют по причине оставленным капиталистическим строем, дабы избавится от ига капиталистической разрухи, навсегда, немедленно должны встать в ряды Социалистической Вооруженной Ар38 мии и защищать интересы трудового народа всего мира». В местной периодической прессе достаточно четко прослеживался характер представлений участников большевистского движения и его сторонников в регионе о пространстве времени, характерной особенностью которых являлось деление политического пространственно-временного континуума на два основных отрезка, два смысловых периода. Это период «капиталистического» пространства времени и период «социалистического» пространственно-временного отрезка, когда первое было заменено вторым. Время и пространство предстает перед нами на страницах периодической печати того времени как субстанции, в которых существует сознание того или иного индивида, как особая форма его пребывания в истории, имеющая два основных уровня: прошлое или «капиталистическое» и будущее или «социалистическое». Промежуточных временных этапов между ними в сознании как бы не существует. Будущее время началось с момента свершения Ок3/ Газета «Донские известия». 1918. 26 марта. 38 Гутенберг. Воззвание к армавирским рабочим.// Кубанская правда. 1918.24 мая. С.1. 31 |
50 нерал Ш куро в своих воспоминаниях отмечал отношение население Северного Кавказа к новой власти: «В начале Советской власти, ей поверили и считали, что она знаменует собой начало казапко-мужицкого царства»*. Однако в новое время человеческой истории смогут попасть не все, а только те, кто с оружием в руках стремится к установлению царства справедливости и равенства. Нейтралитет и оппозиция этому революционному движению, в данном случае, является невозможным. «...Да гак хладнокровно относится, как армавирские граждане и рабочие относятся в данный момент, дольше так не должно быть... нейтралитет и всякие действия против Советской Власти в лице Российской Федеративной Советской Республики равняется смерти. Все те граждане и рабочие, которые находятся без работы и празднуют по причине оставленным капиталистическим строем, дабы избавится от ига капиталистической разрухи навсегда немедленно должны встать в ряды Социалистической Вооруженной Армии и защищать интересы трудового народа всего мира будь-то поляк, литовец, латыш, эстонец, мадьяр, немец, француз и т. д.»2. В указанных конструктах сознания прослеживается связь представлений о наступлении нового времени, формировании нового пространства в человеческой истории с христианскими идеал-типическими мифологемами сознания. В этой связи необходимо констатировать определенную степень трансформации ментальных пластов сознания, выразившуюся в видоизменении христианских мифогизированных конструктов царства Божьего на Земле на мифологемы коммунистической Утопии «справедливости и равенства». Произошедшие изменения, однако, не затронули в своей основе первородную сущность основных мифологем сознания и новое время человеческой истории есть по существу аналог « Царства Божьего» на Земле, но уже в ином видоизмененном варианте. Особенностью представлений участников большевистского движения в регионе о пространстве-времени является также деление пространственно1Шкуро А.Г. Записки белого партизана. М., 1991. С.25. 2Гутенберг. Воззвание к армавирским рабочим // Кубанская правда. 1918. -24 мая. С. 1. 51 временного континуума на два основных отрезка, два смысловых периода. Это период «капиталистического» пространства-времени, и период «социалистического» пространственно-временного отрезка, когда первое было заменено вторым. Время и пространство здесь предстает перед нами как субстанции, в которых существует сознание того или иного индивида как особая форма его пребывания в истории, имеющая два основных уровня: прошлое, или «капиталистическое», и будущее, или «социалистическое». Промежуточных фаз времени между ними в сознании как бы не существует. Будущее время началось с момента свершения Октябрьской революции, прошлое то, которое было до этого момента истории. Данное восприятие пространства-времени означает, что сознание человека не перешедшее в иную форму временного бытия продолжает оставаться в историческом прошлом. Все беды и неприятности пребывают в прошлом «капиталистическом» пространстве-времени, времени угнетения и бесправия. Существующие проблемы человеческого существования в настоящем лишь реминисценции прошлого, от которых как можно скорей необходимо избавиться. В этой связи газета «Беднота» писала: «Вошь это царский и помещичий горб на крестьянине и рабочем. Как ненавидит свободный крестьянин и рабочий царя и помещиков, так же он должен ненавидеть их детище вошь. Крестьяне и рабочие срывали с себя погоны, помещичьи и царские знаки. С тем большей яростью, они должны освободить себя от вшей»1. В данном контексте прошлое капиталистическое пространство-время, представляет собой не экономическую дефиницию, а духовный мыслеобраз. В реальной действительности проблемы повседневного существования продолжают иметь место лишь потому, что им удалось сохраниться в человеческом сознании, которое еще не вступило на путь осмысления будущего, не приняло его как собственную мировоззренческую реальность, а следовательно, не обрело ориентиры в будущем «коммунистическом» пространстве-времени человеческого существования. Возможно, с данными ментальными образами свя1Беднота. 1920. 22 января. |