тябрьской революции, прошлое то, которое было до этого момента истории. В данной связи, периодическая печать на начальном этапе гражданской войны в регионе, отражала представления сознания о том, что все беды и неприятности, пребывают в прошлом «капиталистическом» пространстве времени, времени угнетения и бесправия. Существующие проблемы человеческого существования в настоящем лишь реминисценции прошлого, от которых, как можно скорей необходимо избавиться. Местная периодическая печать обращала внимание на то, что Советская власть и Советская республика в политическом сознании участников большевистского движения являются особыми вневременными и внепростраиственпыми образованьями всемирного исторического процесса, поскольку они существовали, и будут продолжать существовать всегда. Так, газета «Кубанская правда» 24 мая 1918 отмечала: «Вопрос должен разре* 1 0 шиться Советская власть навсегда». Местной периодикой фиксировалось, представление о том, что советская власть в политической повседневности строителей «нового мира» появилась не в 1917 г., в этот момент истории она обрела лишь свое видимое внешнее проявление, в виде республики трудового народа. На самом же деле, она имела место всегда, в сознании каждого трудового человека в истории, и будет присутствовать там вечно, как объективная мировоззренческая реальность. Об этом, в частности, свидетельствует телеграмма, направленная В.И. Ленину 1-м съездом Советов Сальского округа Донской области 8 июля 1920 года и опубликованная в местной периодической прессе. В ней отмечалось, что «Первый Съезд Советов..,, приступив к установлению незыблемой Советской власти приветствует грядущую близкую победу трудящихся всего мира над эксплуататорами».40 Отраженные в местной прессе, таким образом, преставления о пространстве времени, в данный период, в регионе Северного Кавказа включали в себя и вневременные объекты. Таковыми, в данном контексте, являются 39 Газета «Кубанская прайда». 1918. 24 мая. 10Из историк гражданской войны в СССР: Сборник. М., 1960. С.622. 32 |
51 временного континуума на два основных отрезка, два смысловых периода. Это период «капиталистического» пространства-времени, и период «социалистического» пространственно-временного отрезка, когда первое было заменено вторым. Время и пространство здесь предстает перед нами как субстанции, в которых существует сознание того или иного индивида как особая форма его пребывания в истории, имеющая два основных уровня: прошлое, или «капиталистическое», и будущее, или «социалистическое». Промежуточных фаз времени между ними в сознании как бы не существует. Будущее время началось с момента свершения Октябрьской революции, прошлое то, которое было до этого момента истории. Данное восприятие пространства-времени означает, что сознание человека не перешедшее в иную форму временного бытия продолжает оставаться в историческом прошлом. Все беды и неприятности пребывают в прошлом «капиталистическом» пространстве-времени, времени угнетения и бесправия. Существующие проблемы человеческого существования в настоящем лишь реминисценции прошлого, от которых как можно скорей необходимо избавиться. В этой связи газета «Беднота» писала: «Вошь это царский и помещичий горб на крестьянине и рабочем. Как ненавидит свободный крестьянин и рабочий царя и помещиков, так же он должен ненавидеть их детище вошь. Крестьяне и рабочие срывали с себя погоны, помещичьи и царские знаки. С тем большей яростью, они должны освободить себя от вшей»1. В данном контексте прошлое капиталистическое пространство-время, представляет собой не экономическую дефиницию, а духовный мыслеобраз. В реальной действительности проблемы повседневного существования продолжают иметь место лишь потому, что им удалось сохраниться в человеческом сознании, которое еще не вступило на путь осмысления будущего, не приняло его как собственную мировоззренческую реальность, а следовательно, не обрело ориентиры в будущем «коммунистическом» пространстве-времени человеческого существования. Возможно, с данными ментальными образами свя1Беднота. 1920. 22 января. 52 зано то. что на своем VII съезде Российская социал-демократическая рабочая партия была переименована по предложению В .И Л енина в «Российскую коммунистическую партию большевиков. Такое название... соответствует цели, которую ставит большевистская партия достижение коммунизма »'. Способ преодолеть проблемы исторического прошлого вступить на путь перехода в иную форму человеческого временного бытия существует только один стать участником будущего, революционного переустройства реальности, солдатом глобальной исторической битвы, которая происходит в том числе и в регионе Северного Кавказа. Так, например, И. И. Островская в своем докладе ЦК РКП/б/, посвященном положению дел на Ю ге России, сообщает следующий факт из ее командировки в расположение частей 10-л армии Ю жного фронта: «Мною был сделан доклад... о мировом коммунизме и задачах нашей партии доклад о положении и борьбе на Ю жнс т фронте», после чего «по сообщению товарищей до 1000 рабочих стали под ружье...»2. Обращает т а себя внимание то, что Советская власть и Советская республика в ментальности участников большевистского движения являются особыми вневременными и внепространственными образованиями всемирного исторического процесса, поскольку они существовали и будут продолжать существовать всегда. «Вопрос должен разрешиться Советская власть навсегда...»3. Таким образом, Советская власть в ментальности строителей «нового мира» появилась не в 1917 г., в этот момент истории она обрела лишь свое видимое внешнее проявление, в виде республики трудового народа, на самом же деле, она имела место всегда в сознании каждого трудового человека в истории и будет присутствовать там вечно как объективная мировоззренческая реальность. Об этом, в частности, свидетельствует телеграмма, направленная В. И. Ленину 1-м съездОхМ Советов Сальского округа Донской области 8 июля 1920 г.: «Первый Съезд Советов... приступив к установлению незыблемой 1Гофман А. Партия большевиков в 1918 году. РЦХИДНИ. Ф. 71. Оп.35. Д.92. Л.2 2РЦХИДНИ. Ф.17. Оп. 669. Д.25. Л. 119. 3Кубанская правда. 1918.-24 мая. |