Особое место в материалах региональной периодической печати занимала связь между главным «центром» политической власти и периферийными участками политического пространства, где еще не полностью утвердилась данная система властной организации, а новая идеология не обрела своей опоры в широких массах населения. Так, например, «Инструкция сельским, хуторским, деревенским и т. п. Советам и исполкомам» опубликованная в местной прессе, обращала внимание на следующее: «Главнейшей задачей Сельского Совета является, путем проведения в жизнь всех постановлений высших органов Советской власти, организовать вокруг Совета ■ р и трудящиеся массы деревни, отделяя их от кулачества». “ Так, в местной прессе всемерно популяризировался идеал строгой государственной централизации. Важное место в материалах местной периодики в регионе Северного Кавказа занимала также популяризация идеи межнационального единства различных этнических групп и народов, составляющих региональный социум. Это направление в материалах периодической печати определялось во многом идеями интернационализма и классового братства, характерных для большевистской идеологии в крае. Местная пресса, по мере прохождения всех стадий этнокультурного взаимодействия, на уровне межэтнической идентификации социальных групп, констатировала и возрастание общей внутренней адаптивности различных этносов в регионе Северного Кавказа, к проявлениям общероссийских политических процессов. Так, например, местная пресса в 1919 г. сообщала о том, что корейские и китайские добровольцы приняли активное участие в борьбе за установление Советской власти в Северной Осетии. В этой связи, газета «Горская беднота» в № 6 за 1919 г. писала: «Как видно, эти китайцы и корейцы лучше понимают дело, чем многие интеллигенты. Оба союза китайский и корейский ведут самую деятельную работу: издают газеты, печатают и распространяют тысячи листков и кни43 72ГЛРО. Ф.3132. Оп.1. Д.2. Л. 128. |
57 трах, прежде всего в Ростове, Екатеринодаре, Новороссийске, Майкопе, Ставрополе, Владикавказе, затем она создавалась в уездных и отдельских центрах, в селах и станицах, хуторах»1. Вместе с тем существует и единый, направляющий и организующий общественные преобразования центр столица Советского государства. Центрами политической власти прочие перечисленные населенные пункты являются не в силу их географического, экономического или какого-либо иного положения, а в силу того, что они являются узловыми участками структуризации новой государственной власти, базой для распространения новой идеологии. Их доминирование определяется степенью политической приближенности к Центру построения нового общества. Так, Кубано-Черноморский областной комитет направил письмо в вышестоящие органы в городе Москве, где сообщал, что в скором времени лучшие ученики Кубанской партийной школы будут направляться на дальнейшую учебу в г. Москву, в Центральную школу Советского и Партийного строительства, для того, чтобы непосредственно в центе освоить «навыки» строительсти 2 ва новой власти» . Особое место в представлениях строителей нового мира имела связь между главным Центром политической власти и периферийными участками политического пространства, где еще не полностью утвердилась данная система властной организации, а новая идеология не обрела своей опоры в широких массах населения. «Инструкция сельским, хуторским, деревенским и т. п. Советам и исполкомам» указывала, например: «Главнейшей задачей Сельского Совета является, путем проведения в жизнь всех постановлений высших органов Советской власти, организовать вокруг Совета трудящиеся массы деревни, отделяя их от кулачества»3. Зарождался идеал строгой государственной централизации. 1Октябрь на Дону и Сев. Кавказе: Партийный архив Ростовского обкома КПСС. Ростовн/Д., 1977.-С.242. 2РЦХИДНИ. Ф.17. Оп.65. Д.338. Л.7 8. 3ГАРО. Ф.3132. Оп.1. Д.2. Л. 128. 70 го уровня духовных потребностей и т.д. «Нас, горцев, возмущало всегда высокомерное обращение господствующего класса к трудящемуся и рабочему русскому народу, и мы с негодованием отворачивались, когда в комфортабельно обставленных частных и общественных зданиях... богатеи жили в неге и роскошно, а крестьяне в зимнее время имели ночлег на платформах ж. д. станций, голодные и холодные, не смея показывать нос в апартаменты»1. В случае соответствия этих критериев характеристикам межэтнического горизонтального взаимодействия происходил процесс их постепенного сближения. включавший в себя несколько стадий своего развития: установление более или менее регулярных контактов, поиск точек соприкосновения в области единства социально-по литических интересов; формирование общих социально-политических целей и задач; непосредственные действия, направленные на достижение общих целей и задач. По мере прохождения всех обозначенных стадий этнокультурного взаимодействия на уровне межэтнической идентификации социальных групп возрастала и общая внутренняя адаптивность различных этносов к проявлениям общероссийских политических процессов. Так, например, корейские и китайские добровольцы приняли активное участие в борьбе за установление Советской власти в Северной Осетии. В этой связи газета «Горская беднота» в № 6 за 1919 г. писала: «Как видно, эти китайцы и корейцы лучше понимают дело, чем многие интеллигенты. Оба союза китайский и корейский ведут самую деятельную работу: издают газеты, печатают и распространяют тысячи листков и книжек... кровью отстаивают свободу трудящихся»2. В реальных обстоятельствах Гражданской войны наличие данных процессов выражалось в формировании отношения тех или иных социальных групп, представляющих этносы и национальные сообщества северокавказского населения, к процессу основополагающих преобразований российской исторической системы, в за' ГАКК. Ф. Р 411. Оп.2. Д.334. Л. 111. 2Городская беднота. 1919. № б |