жек... кровью отстаивают свободу трудящихся».7 В этой связи, местная печать фиксировала тот исторический факт, что в политической повседневности гражданской войны наличие данных межэтнических процессов выражалось в формировании отношения тех или иных социальных групп, представляющих этносы и национальные сообщества северокавказского населения к процессу основополагающих преобразований в региональном социуме. Исходя из этого, местная пресса в рассматриваемый период пыталась внедрить в общественное сознание идею о политическом единстве участников строительства нового мира, либо если брать не большевистскую, а белую прессу идею о межэтническом единстве, в борьбе за воссоздание Единой и Неделимой России. Поэтому в ней не редки были материалы такого содержания: «Мы горцы теперь лучше устроим свою жизнь. Мы вполне искренне верим Революционной Советской власти, избавившей нас от рабства, гнета и насилия царских генералов, и долг наш идти рука об руку с истинными вождями Великой Революции русского народа, который, мы уверенны, не будет на нас смотреть, как на пасынков, а будет смотреть как на своих друзей, товарищей и братьев гго груду».71 Таким образом, в региональной прессе всемерно популяризировалась идея о том, что сторонники коренных общественно-политических преобразований в своей непосредственной практической деятельности исходят из того, что как перед русским народом, гак и перед иными народами, находящимися в региональном пространстве, стоят идентичные задачи, имеющие единый характер для представителей всех национальностей, бывшей Российской империи. Региональная периодика в своих публикациях отстаивала ту мысль, что не существует отдельных политических интересов у горских народов Северного Кавказа, у Кубанского казачества или представителей иных этнических групп. Все этносы в регионе имеют, в ходе процесса общественного переустройства, общие интересы и цели и конечным итогом их реализации, должно 44 73Газета «Городская беднота». № 6. 1919. 71ГЛКК. Ф. Р-411. Он.2. Д.334. Л.111. |
70 го уровня духовных потребностей и т.д. «Нас, горцев, возмущало всегда высокомерное обращение господствующего класса к трудящемуся и рабочему русскому народу, и мы с негодованием отворачивались, когда в комфортабельно обставленных частных и общественных зданиях... богатеи жили в неге и роскошно, а крестьяне в зимнее время имели ночлег на платформах ж. д. станций, голодные и холодные, не смея показывать нос в апартаменты»1. В случае соответствия этих критериев характеристикам межэтнического горизонтального взаимодействия происходил процесс их постепенного сближения. включавший в себя несколько стадий своего развития: установление более или менее регулярных контактов, поиск точек соприкосновения в области единства социально-по литических интересов; формирование общих социально-политических целей и задач; непосредственные действия, направленные на достижение общих целей и задач. По мере прохождения всех обозначенных стадий этнокультурного взаимодействия на уровне межэтнической идентификации социальных групп возрастала и общая внутренняя адаптивность различных этносов к проявлениям общероссийских политических процессов. Так, например, корейские и китайские добровольцы приняли активное участие в борьбе за установление Советской власти в Северной Осетии. В этой связи газета «Горская беднота» в № 6 за 1919 г. писала: «Как видно, эти китайцы и корейцы лучше понимают дело, чем многие интеллигенты. Оба союза китайский и корейский ведут самую деятельную работу: издают газеты, печатают и распространяют тысячи листков и книжек... кровью отстаивают свободу трудящихся»2. В реальных обстоятельствах Гражданской войны наличие данных процессов выражалось в формировании отношения тех или иных социальных групп, представляющих этносы и национальные сообщества северокавказского населения, к процессу основополагающих преобразований российской исторической системы, в за' ГАКК. Ф. Р 411. Оп.2. Д.334. Л. 111. 2Городская беднота. 1919. № б 71 нятии ими позиции, семерной поддержки активного участия в их осуществлении. Важнейшим представлением, отражающим межэтническое единство, было представление о политическом единстве участников строительства нового мира, являющегося как бы зеркальным отражением представлений участников Белого движения о межэтническом единстве, в борьбе за воссоздание Единой и Неделимой России. « Мы, горцы, теперь лучше устроим свою жизнь. Мы вполне искренне верим Революционной Советской власти, избавившей нас от рабства, гнета и насилия царских генералов, и долг наш идти рука об руку с истинными вождями Великой Революции русского народа, который, мы уверенны, не будет на нас смотреть, как на пасынков, а будет смотреть как на своих друзей, товарищей и братьев по труду»'.Сторонники коренных общественно-политических преобразований исходили из того, что как перед русским народом, так и перед иными народами, находящимися в региональном пространстве, стоят идентичные задачи, имеющие единый характер для представителей всех национальностей бывшей Российской империи. В данном контексте не существовало отдельных политических интересов у горских народов Северного Кавказа, Кубанского казачества или представителей иных этнических групп. В рассматриваемый период все этносы на российской территории, в представлении сторонников коренных общественнополитических преобразований, имели общие интересы и цели, конечным итогом их деятельности должно было стать построение нового общества. Так, в «Обращении временного Кубанского Исполнительного комитета к трудовому казачеству и горцам» говорилось: «Волею трудящихся, усилиями Красной Армии, при содействии трудового казачества, Советская власть... восстанавливается. Раскрепощается закабаленный Деникинской контрреволюцией трудовой народ. Изгоняются... вековые насильники и их прислужники, и скоро настанет момент, когда все те, кто до конца будет идти за Деникиным, будут Л сброшены рабоче-крестьянской...Красной армией в Черное море» . !ГАКК. Ф. Р 411. Оп.2. Д.334. Л. 111. 2Там же. Д.376. Л.2 |