идеологических представлений. Данный комплекс структурировался определенными мировоззренческими и этическими нормами, в систему ценностей и поведенческих ориентиров в политической повседневности гражданской войны. Показательно, что в местной периодической печати негативные последствия вооруженного конфликта зачастую идентифицировались с определенными политическими силами, их признанными лидерами, неразрывно связанными с вооруженным противостоянием. Причем это олицетворение носило, как правило, крайне мифологизированный и упрощенный характер. Так, уже знакомая нам «газета Зеленой армии» отмечала: «Вон Ленин и Троцкий сто миллионов себе за границу через банк перевели. Наши денежки народные, нашему брату, крестьянину за них придется рано или поздно расплачиваться. Вы можно сказать дураки, темный народ, а над вами умные плуты да негодяи свои делишки разделывают. Им Россия нужна, что бы ее ограбили, вот и все. Ну и ограбили дочиста».8 1 На страницах региональной прессы зачастую использовалось мифологема о преднамеренной организации данными силами, их руководителями военного противостояния, не желание способствовать его мирному разрешению. В мифическом восприятии медиативный фактор борьбы против указанных сил, зачастую определялся в газетных материалах как смысл политической активности в окружающей действительности. В соответствии с этим на страницах газет живописались способы борьбы против «сил зла и дестабилизации», выстраивалась система их отторжения, замене на тс, которые в представлении редакции того или иного печатного органа могут обеспечить прекращение вооруженного конфликта, восстановить порядок и стабильность в обществе, подорванные им. В частности в белой печати в этот период указывалось на то, что «армии Юга России, состоящая из Добровольцев, южнороссийского крестьянства и рабочих, славных Кубанцев, Терцев, Донцов, 49 81 ГЛСК. Ф. 134. Оп.1. Д.З.Л.14. |
98 ложение можно отнести к событиям и явлениям общественно-политического, социального характера. Негативные последствия вооруженного конфликта зачастую идентифицируются мифологизированным сознанием с определенными социальными и политическими силами, их признанными лидерами, неразрывно связанными в представлении северокавказского населения с вооруженным противостоянием: «Вон Ленин и Троцкий сто миллионов себе за границу через банк перевели. Наши денежки народные, нашему брату, крестьянину, за них придется рано или поздно расплачиваться. Вы, можно сказать дураки, темный народ, а над вами умные плуты да негодяи свои делишки разделывают. Им Россия нужна, чтобы ее ограбили, вот и все. Ну и ограбили дочиста»1. Возникает мифическое представление о преднамеренной организации данными силами, их руководителями военного противостояния, нежелание способствовать его мирному разрешению. В мифическом восприятии медиативный фактор борьбы против указанных сил становится смыслом политической активности, в окружающей действительности, и, в соответствии с этим, формируются способы, выстраивается система их отторжения, приводящая в конечном итоге к их дестабилизации и разрушению, замене на те, которые в представлении основной массы населения региона могут обеспечить прекращение вооруженного конфликта, восстановить порядок и стабильность в обществе, подорванные им: «Армии Ю га России, состоящая из Добровольцев, южно-российского крестьянства и рабочих, славных Кубанцев, Терцев, Донцов, Уральцев и Горцев Кавказа, день за днем освобождают от гнета комиссаров и самодержавия Троцкого все новые города и деревни Нашей Великой Страдалицы Родины России... Небольшие отряды отважных и верных Родине сынов выросли в большую и славную Русскую армию, огненным кольцом окружившей Совдепию»2. В данном случае мы можем также наблюдать попытку объяснения такого сложного общественно-политического явления, как всеобъемлющий вооруженный конфликт, с помощью простых, устоявшихся мифоло'ГАСК. Ф.134. Оп.1.Д.З. Л. 14. 2ГАКК. Ф. Р 411. Оп.2. Д.255. Л.8. |