Уральцев и Горцев Кавказа, день заднем освобождают от гнета комиссаров и самодержавия Троцкого все новые города и деревни Нашей Великой Страдалицы Родины России... Небольшие отряды отважных и верных Родине сынов выросли в большую и славную Русскую армию, огненным кольцом окружившей Совдепию». В данном случае, мы можем также наблюдать попытку объяснения такого сложного общественно-политического явления, как всеобъемлющий вооруженный конфликт, с помощью простых, устоявшихся мифологизированных стереотипов сознания. Нередко, на страницах местной периодической прессы объективная оценка, сложившейся ситуации, заменяется мифическими образами сознания. В этой связи, в газетных публикациях тех лет постоянно присутствовало простое объяснение сложных общественно-политических событий и явлений. Так, газета «Донские известия» от 23 апреля 1918 г. писала: «Положение внутри страны всем?известно и буквально граничит с голодом. Уже голодают столицы, города, крупные центры и целые губернии. Ни на минуту не нужно забывать, что все эти бедствия ложатся, исключительно на трудовой класс, а в том числе и на крестьянство, так как банкиры, помещики, купцы, фабриканты, всякого рода спекулянты, мародеры и вообще все паразиты и все нажившиеся на народном горе, обладают награбленным капиталом, и по-прежнему ни в чем не нуждаются: за крупные деньги они получают все, что угодно, способствуя, той спекуляции, от которой страдают... люди честные трудо83 вые». Судя по газетным материалам времен гражданской войны установление мифической первопричины должно было способствовать и появлению таких же способов ее устранения, а следовательно, выходу из сложившегося кризисного состояния, преодолению существующих политических проблем. Так, газета «Кубанская правда» от 16 марта 1918 г. отмечала: «Никакого другого пути нет, только когда буржуазия будет разбита и подавлена оконча50 82 ГЛКК. ф . Р 411. On 2. Д.255. Л.8. 83 Опасность впереди // Донские известия. 1918. 23 апреля. С.2. |
98 ложение можно отнести к событиям и явлениям общественно-политического, социального характера. Негативные последствия вооруженного конфликта зачастую идентифицируются мифологизированным сознанием с определенными социальными и политическими силами, их признанными лидерами, неразрывно связанными в представлении северокавказского населения с вооруженным противостоянием: «Вон Ленин и Троцкий сто миллионов себе за границу через банк перевели. Наши денежки народные, нашему брату, крестьянину, за них придется рано или поздно расплачиваться. Вы, можно сказать дураки, темный народ, а над вами умные плуты да негодяи свои делишки разделывают. Им Россия нужна, чтобы ее ограбили, вот и все. Ну и ограбили дочиста»1. Возникает мифическое представление о преднамеренной организации данными силами, их руководителями военного противостояния, нежелание способствовать его мирному разрешению. В мифическом восприятии медиативный фактор борьбы против указанных сил становится смыслом политической активности, в окружающей действительности, и, в соответствии с этим, формируются способы, выстраивается система их отторжения, приводящая в конечном итоге к их дестабилизации и разрушению, замене на те, которые в представлении основной массы населения региона могут обеспечить прекращение вооруженного конфликта, восстановить порядок и стабильность в обществе, подорванные им: «Армии Ю га России, состоящая из Добровольцев, южно-российского крестьянства и рабочих, славных Кубанцев, Терцев, Донцов, Уральцев и Горцев Кавказа, день за днем освобождают от гнета комиссаров и самодержавия Троцкого все новые города и деревни Нашей Великой Страдалицы Родины России... Небольшие отряды отважных и верных Родине сынов выросли в большую и славную Русскую армию, огненным кольцом окружившей Совдепию»2. В данном случае мы можем также наблюдать попытку объяснения такого сложного общественно-политического явления, как всеобъемлющий вооруженный конфликт, с помощью простых, устоявшихся мифоло'ГАСК. Ф.134. Оп.1.Д.З. Л. 14. 2ГАКК. Ф. Р 411. Оп.2. Д.255. Л.8. 99 газированных стереотипов сознания. Объективная оценка сложившейся ситуации заменяется мифическими образами сознания. В этой связи постоянно присутствует простое объяснение сложных общественно-политических событий и явлений: «...Положение внутри страны всем известно и буквально граничит с голодом. Уже голодают столицы, города, крупные центры и целые губернии. Ни на минуту не нужно забывать, что все эти бедствия ложатся исключительно на трудовой класс, а в том числе и на крестьянство, так как банкиры, помещики, купцы, фабриканты, всякого рода спекулянты, мародеры и вообще все паразиты и все нажившиеся на народном горе обладают награбленным капиталом и по-прежнему ни в чем не нуждаются: за крупные деньги они получают все, что угодно, способствуя, той спекуляции, от которой страдают... люди честные трудовые...»1. В представлении населения региона установление данной причины должно способствовать и появлению таких же способов ее устранения, а следовательно, выходу из сложившегося кризисного состояния, преодолению существующих на данном этапе проблем: «Никакого другого пути нет, только Л когда буржуазия будет разбита и подавлена окончательно» . Указанные проблемы также понимаются участниками системного кризиса зачастую упрощенно мифологически, основные идеи и мыслительные формы, присутствующие в их сознании, имеют мифическую основу и объясняются соответственно, в рамках устоявшихся мифологических конструктов сознания, переживающих процесс своего видоизменения. Процесс видоизменения мифологических образов охватывал различные стороны человеческого существования в кризисный период, как мы уже отмечали, зачастую прежняя мифологическая основа сознания начинает включать в себя и те мифологемы, которые образовались непосредственно под влиянием кризисных тенденций исторического развития, подобный процесс носил разносторонний характер и имел свои специфические особенности применительно к социокультурному генезису различных общественных групп. 1Опасность впереди // Донские известия. -1918. -23 апреля. -С.2. 2Кубанская правда. -1918. -16 марта. С. 3. |