водимые генералом Корниловым двинулись на Восток и приступили к Великому делу освобождению от большевиков Северного Кавказа. Так, было положено начало собиранию Великой России. Добровольцы шли при невероятных условия, и казалось без надежды на успех в свое дело в стужу с неописуемыми лишениями, окруженные со всех сторон врагом, гибли сотнями, но твердо верили, что осуществят свою заветную мечту и Святую надежду спасти Россию».85 Необходимо отметить, что в период расцвета антибольшевистского движения в регионе, данный мифологический образ приобрел на страницах белой печати ярко выраженные сакральные черты Священного движения за освобождение Матери Родины, отражавшие традиционные православно христианские мифологемы его участников. Так в статье «Спасители России» опубликованной в белой газете «Жизнь» 27 апреля 1919 г. отмечалось: «Муки одиночества среди общего непонимания, измена многих друзей, победа многих врагов, оплевывание и поношение, изгнание и лишение элементарных нрав человека свободы, безопасности, самого права жить: потеря всего, что любили и чем жили: нечеловеческие физические страдания, скитание по степям, голод и жажда, утоленные впервые через год после начала крестного пути. Каждый день лицом к лицу со смертью, зрелище ее ежедневного торжества над лучшими близкими и родными. Трижды были искушаемы в пустыне. Первое искушение: уклонение и отказ от борьбы. Второе: измена данному слову, переход на сторону врагов, союз с ними. Третье: капитуляция перед торжествующим растлителем Родины, служба ему доходная и спокойная. И остались тверды. Во имя чего? Во имя России. Во имя чести. Во имя 86 и долга». В этой связи, цели и задачи антибольшевистского движения на страницах белой региональной прессы также приобрели сакральный характер: «Идеи управляют миром, но мы не должны забывать, что идеи осущестТЛРФ. Ф.446. Оп.2. Д.З]. л.48. 86 Спасители России.//Жизнь. 1919.27 апреля. 52 |
101 ставной частью в идеологию Белого движения и стал одним из оснований Белой идеи, как формирующейся альтернативы большевистской политикоидеологической доктрины. Некоторые его особенности нашли свое выражение в выступлении генерала Ляхова на церемонии открытия Терского казачьего круга в Пятигорске в 1919 г.: «Как представитель Добровольческой Армии, освободившей Вас от насилия и порабощения большевиками, хочу сказать Вам, что такое Добровольческая армия, чем она живе т, во что верит и на что надеется. 2 ноября 1917 г. генерал от Инфантерии Алексеев, бывший Верховный Главнокомандующий, собрал вокруг себя в Новочеркасске несколько сотен всеми забытых офицеров и стал формировать нынешнюю могучею армию. В декабре 1917 г. кадры этой армии, предводимые генералом Корниловым, двинулись на Восток и приступили к Великому делу освобождению от большевиков Северного Кавказа. Так, было положено начато собиранию Великой России. Добровольцы шли при невероятных условия, и казаю сь без надежды на успех в свое дело в стужу с неописуемыми лишениями, окруженные со всех сторон врагом, гибли сотнями, но твердо верили, что осуществят свою заветную мечту и Святую надежду спасти Россию»1. В период расцвета антибольшевистского движения в регионе данный мифологический образ приобрел сакральные черты Священного движения за освобождение М атери-Родины, отражавшие традиционные православно-христианские мифологемы его участников: «Муки одиночества среди общего непонимания, измена многих друзей, победа многих врагов, оплевывание и поношение, изгнание и лишение элементарных прав человека свободы, безопасности, самого права жить: потеря всего, что любили и чем жили: нечеловеческие физические страдания, скитание по степям, голод и жажда, утоленные впервые через год после начала крестного пути. Каждый день лицом к лицу со смертью, зрелище ее ежедневного торжества над лучшими близкими и родными. Трижды были искушаемы в пустыне. '•ГАРФ. Ф.446. Оп.2. Д.31. Л.48. 102 Первое искушение: уклонение и отказ от борьбы. Второе: измена данному слову, переход на сторону врагов, союз с ними. Третье: капитуляция перед торжествующим растлителем Родины, служба ему доходная и спокойная. И остались тверды. Во имя чего? Во имя России. Во имя чести. Во имя долга...» . В этой связи цели и задачи антибольшевистского движения также приобрели сакральный характер. «Идеи управляют миром, но мы не должны забывать, что идеи осуществляют люди. И нам на нашу долю выпала священная обязанность быть проводником тех идей, которые мы исповедуем. Мы с твердой верой в правоту своих принципов и должны приступить к началу своих работ»2. Традиционные мифологемы имели в деятельности указанной части населения первостепенное значение, именно они во многом обуславливали поведение ее представителей в окружающей действительности, формы восприятия ими происходящих исторических изменений. Необходимо также отметить, что в своей повседневной деятельности представители антибольшевистского движения зачастую основывали свои действия на мифологемах, относящихся к комплексу христианских мифических представлений, традиционно присутствующих в сознании той части населения Северного Кавказа, которая исповедывала православие. «Добровольческое движение должно быть всеобщим. Снова, как в старину, 300 лет тому назад, вся Россия должна подняться всенародным ополчением на защиту своих оскверненных святынь и своих попранных прав...»3. Вместе с тем в данный период происходило и соединение указанных представлений с новыми, только формирующимися мифологическими установками, ставшими следствием кризисного общественного развития, включавшими в себя мифологические конструкты, связанные с глобальным вооруженным противостоянием, социальными и общественными противоречиями, с характером изменившейся политической среды, распадом существующих форм государственной и общественной организации. Ведущими из 1Спасители России // Жизнь. 1919. -27 апреля. -С. 1. 2ГАКК. Ф. 1542. Оп. 1. Д. 14. Л.4 3Там же. Ф.1255. Оп.1. Д.6. Л.75. |