вляют люди. И нам на нашу долю выпала священная обязанность быть проводником тех идей, которые мы исповедуем. Мы с твердой верой в правоту Х 7 своих принципов и должны приступить к началу своих работ». В материалах белой печати популяризация традиционных мифологем имела первостепенное значение, именно они, во многом, обуславливали поведение ее представителей, в повседневной политической реальности, отражали формы восприятия ими происходящих исторических изменений. Особенно сильно в местной антибольшевистской прессе нашли отражение мифологемы, относящихся к комплексу христианских мифических представлений, традиционно присутствующих в сознании той части населения Северного Кавказа, которая исповедовала православие. В Белой печати того времени отмечалось: «Добровольческое движение должно быть всеобщим. Снова, как в старину, 300 лет тому назад, вся Россия должна подняться всенародным ополчением на защиту своих оскверненных святынь и своих попранных X X прав». Вместе с тем, даже на страницах белой печати наблюдалось и соединение, традиционных мифологем с новыми, только формирующимися мифологическими установками, ставшими следствием кризисного общественного развития, включавшими в себя мифологические конструкты, связанными с глобальным вооруженным противостоянием, социальными и общественными противоречиями, с характером изменившейся политической среды, распадом существующих форм государственной и общественной организации. Ведущими из них, в региональной белой печати на Северном Кавказе являлись мифологемы, связанные с концептами национального возрождения. Действительно, национальный или даже националистический подтекст находился в основе пропагандируемой антибольшевистской прессой идеей возрождения России. В этой связи, сам «диктатор» Белого Юга А.И.Деникин 53 87 ГАКК. Ф. 1542. Оп.1. Д. 14. Л.4 88 ГАКК. Ф.1255. Оп.1. Д.6. Л.75. |
102 Первое искушение: уклонение и отказ от борьбы. Второе: измена данному слову, переход на сторону врагов, союз с ними. Третье: капитуляция перед торжествующим растлителем Родины, служба ему доходная и спокойная. И остались тверды. Во имя чего? Во имя России. Во имя чести. Во имя долга...» . В этой связи цели и задачи антибольшевистского движения также приобрели сакральный характер. «Идеи управляют миром, но мы не должны забывать, что идеи осуществляют люди. И нам на нашу долю выпала священная обязанность быть проводником тех идей, которые мы исповедуем. Мы с твердой верой в правоту своих принципов и должны приступить к началу своих работ»2. Традиционные мифологемы имели в деятельности указанной части населения первостепенное значение, именно они во многом обуславливали поведение ее представителей в окружающей действительности, формы восприятия ими происходящих исторических изменений. Необходимо также отметить, что в своей повседневной деятельности представители антибольшевистского движения зачастую основывали свои действия на мифологемах, относящихся к комплексу христианских мифических представлений, традиционно присутствующих в сознании той части населения Северного Кавказа, которая исповедывала православие. «Добровольческое движение должно быть всеобщим. Снова, как в старину, 300 лет тому назад, вся Россия должна подняться всенародным ополчением на защиту своих оскверненных святынь и своих попранных прав...»3. Вместе с тем в данный период происходило и соединение указанных представлений с новыми, только формирующимися мифологическими установками, ставшими следствием кризисного общественного развития, включавшими в себя мифологические конструкты, связанные с глобальным вооруженным противостоянием, социальными и общественными противоречиями, с характером изменившейся политической среды, распадом существующих форм государственной и общественной организации. Ведущими из 1Спасители России // Жизнь. 1919. -27 апреля. -С. 1. 2ГАКК. Ф. 1542. Оп. 1. Д. 14. Л.4 3Там же. Ф.1255. Оп.1. Д.6. Л.75. 103 них являлись мифологемы, связанные с образом национального возрождения. Национальный или даже националистический подтекст находился в основе пропагандируемой антибольшевистским движением идеи возрождения России. В этой связи А.И.Деникин отмечал, что в годы деятельности антибольшевистского движения в регионе «более или менее ярко выступало национальное чувство»1. Соединение различного рода мифологем повлекло за собой существенные изменения смысловой основы человеческого существования различных социальных групп. В рассматриваемый период оно находит свое выражение в том, что в своей повседневной деятельности их представители начинают руководствоваться мифологемами часто полностью противоположными друг другу и имеющими разнополярную направленность, их поведение носит многочисленные отпечатки инверсионных процессов, происходящих в сознании, а повседневная их деятельность приобретает черты, определяемые инверсионным мышлением, таким как алогичность, разноплановость совершаемых поступков, взаимоисключаемость, постоянные поиски социокультурной опоры в своем существовании. В данном контексте обращает на себя внимание наличие такого значительного мифологического образа, присущего участникам антибольшевистского движения, как представление о Единой и Неделимой России. « За одно мы все должны воевать, за нашу Родину Россию, Единую Великую, чтобы было в ней всем хорошо, чтобы была земля у мужика, чтобы все были свободны, чтобы не было разбоев и убийств, чтобы никто не насиловал твоей совести»2. В соответствии с ним осуществляется деятельность противников основополагающих общественных преобразований, направленная на противодействие происходящим общественным и социальным изменениям: «Несмотря на все трудности борьбы с большевиками... в деле строительства России. Командование Вооруженных сил на Юге России будет неустанно ид ти по избранному пути воссоздания Единой России, и что залогом несомненного успеха в 1Деникин А.И. Очерки русской смуты // Октябрь. -№ 8 . -1992. —СЛ12. 2ГАСК.Ф. 134.0п. 1. Д.З. Л. 14. |