Проверяемый текст
Семенов, Александр Альбертович; Политическая повседневность на Северном Кавказе в годы гражданской войны, 1917-1920 гг. (Диссертация 1999)
[стр. 53]

вляют люди.
И нам на нашу долю выпала священная обязанность быть проводником тех идей, которые мы исповедуем.
Мы с твердой верой в правоту
Х 7 своих принципов и должны приступить к началу своих работ».
В материалах белой печати популяризация традиционных мифологем имела первостепенное значение, именно они, во многом, обуславливали поведение ее представителей, в повседневной политической реальности, отражали формы восприятия ими происходящих исторических изменений.
Особенно сильно в местной антибольшевистской прессе нашли отражение мифологемы, относящихся к комплексу христианских мифических представлений, традиционно присутствующих в сознании той части населения Северного Кавказа, которая исповедовала православие.
В Белой печати того времени отмечалось: «Добровольческое движение должно быть всеобщим.
Снова, как в старину, 300 лет тому назад, вся Россия должна подняться всенародным ополчением на защиту своих оскверненных святынь и своих попранных
X X прав».
Вместе с тем, даже на страницах белой печати наблюдалось и соединение, традиционных мифологем с новыми, только формирующимися мифологическими установками, ставшими следствием кризисного общественного развития, включавшими в себя мифологические конструкты, связанными с глобальным вооруженным противостоянием, социальными и общественными противоречиями, с характером изменившейся политической среды, распадом существующих форм государственной и общественной организации.
Ведущими из
них, в региональной белой печати на Северном Кавказе являлись мифологемы, связанные с концептами национального возрождения.
Действительно, национальный или даже националистический подтекст находился в основе пропагандируемой антибольшевистской прессой идеей возрождения России.
В этой связи, сам «диктатор» Белого Юга А.И.Деникин 53 87 ГАКК.
Ф.
1542.
Оп.1.
Д.
14.
Л.4 88 ГАКК.
Ф.1255.
Оп.1.
Д.6.
Л.75.
[стр. 102]

102 Первое искушение: уклонение и отказ от борьбы.
Второе: измена данному слову, переход на сторону врагов, союз с ними.
Третье: капитуляция перед торжествующим растлителем Родины, служба ему доходная и спокойная.
И остались тверды.
Во имя чего? Во имя России.
Во имя чести.
Во имя долга...» .
В этой связи цели и задачи антибольшевистского движения также приобрели сакральный характер.
«Идеи управляют миром, но мы не должны забывать, что идеи осуществляют люди.
И нам на нашу долю выпала священная обязанность быть проводником тех идей, которые мы исповедуем.
Мы с твердой верой в правоту
своих принципов и должны приступить к началу своих работ»2.
Традиционные мифологемы имели в деятельности указанной части населения первостепенное значение, именно они во многом обуславливали поведение ее представителей в окружающей действительности, формы восприятия ими происходящих исторических изменений.
Необходимо также отметить, что в своей повседневной деятельности представители антибольшевистского движения зачастую основывали свои действия на мифологемах, относящихся к комплексу христианских мифических представлений, традиционно присутствующих в сознании той части населения Северного Кавказа, которая исповедывала православие.
«Добровольческое движение должно быть всеобщим.
Снова, как в старину, 300 лет тому назад, вся Россия должна подняться всенародным ополчением на защиту своих оскверненных святынь и своих попранных
прав...»3.
Вместе с тем в данный период происходило и соединение указанных представлений с новыми, только формирующимися мифологическими установками, ставшими следствием кризисного общественного развития, включавшими в себя мифологические конструкты, связанные с глобальным вооруженным противостоянием, социальными и общественными противоречиями, с характером изменившейся политической среды, распадом существующих форм государственной и общественной организации.
Ведущими из
1Спасители России // Жизнь.
1919.
-27 апреля.
-С.
1.
2ГАКК.
Ф.
1542.
Оп.
1.
Д.
14.
Л.4 3Там же.
Ф.1255.
Оп.1.
Д.6.
Л.75.


[стр.,103]

103 них являлись мифологемы, связанные с образом национального возрождения.
Национальный или даже националистический подтекст находился в основе пропагандируемой
антибольшевистским движением идеи возрождения России.
В этой связи А.И.Деникин отмечал, что в годы деятельности антибольшевистского движения в регионе «более или менее ярко выступало национальное чувство»1.
Соединение различного рода мифологем повлекло за собой существенные изменения смысловой основы человеческого существования различных социальных групп.
В рассматриваемый период оно находит свое выражение в том, что в своей повседневной деятельности их представители начинают руководствоваться мифологемами часто полностью противоположными друг другу и имеющими разнополярную направленность, их поведение носит многочисленные отпечатки инверсионных процессов, происходящих в сознании, а повседневная их деятельность приобретает черты, определяемые инверсионным мышлением, таким как алогичность, разноплановость совершаемых поступков, взаимоисключаемость, постоянные поиски социокультурной опоры в своем существовании.
В данном контексте обращает на себя внимание наличие такого значительного мифологического образа, присущего участникам антибольшевистского движения, как представление о Единой и Неделимой России.
« За одно мы все должны воевать, за нашу Родину Россию, Единую Великую, чтобы было в ней всем хорошо, чтобы была земля у мужика, чтобы все были свободны, чтобы не было разбоев и убийств, чтобы никто не насиловал твоей совести»2.
В соответствии с ним осуществляется деятельность противников основополагающих общественных преобразований, направленная на противодействие происходящим общественным и социальным изменениям: «Несмотря на все трудности борьбы с большевиками...
в деле строительства России.
Командование Вооруженных сил на Юге России будет неустанно ид ти по избранному пути воссоздания Единой России, и что залогом несомненного успеха в 1Деникин А.И.
Очерки русской смуты // Октябрь.
-№ 8 .
-1992.
—СЛ12.
2ГАСК.Ф.
134.0п.
1.
Д.З.
Л.
14.

[Back]