Мать... Кто сатанинским смехом, осквернил Ея святое имя? Кто отдал ее прекрасное тело на глумление врагу... Кто? —Большевики. Великий русский народ... Кто, с именем Каина, ослепил его совесть и заставил детей одной Великой Матери России поднять друг на друга кровавый нож братоубийственной вражды? Кто с проклятым знаменем «гражданской войны», «огнем и мечом» прошел по его мирным городом и селам?» 109 Как свидетельствует периодика того времени, у сторонников большевиков присутствовали идентичные мыслительные конструкции, в восприятии деятельности своих противников. Об этом говорит письмо сотрудника Казачьего отдела ВЦИК Кириленко Донскому атаману Краснову опубликованное в армейской прессе Южного фронта: «Ты пробуешь играть на струнке патриотизма... нашего темного и забитого Вашим «олимпийским» Величеством нашего брата казака и серенького мужичка Тамбовца и Саратовца. Старая манера, она уже давно нам известна всем? Придумайте лучше чтонибудь поновее. Вы же имеете наглость себя и свою свору называть трудовыми казаками... Только вы способны на подобные гадости. Вы тогда постыдно скрылись, а теперь снова выплыли: сидите в Новочеркасске и выпускаете ложь и красивую лесть в своих приказах и воззваниях нашим доверчивым мужикам и казакам... Мы видели подвиги твоих приспешников: разбои и грабежи над мирными жителями, издевательства и расстрелы наших славных борцов коммунистов».110 Вместе с тем, необходимо отметить, что собственная форма достижения политической целостности и единства, воспринималась сторонниками противостоящих в регионе военно-политических направлений как деятельность, в которой будут собраны все положительные аспекты человеческого существования, т.е. все то, что сделает человека подлинным хозяином собственной судьбы. Так, в воззвании, напечатанном по случаю создания Добровольческой армии есть такие строки: «Создавшееся положение требует ге65 109ГЛКК. Ф. Р411 . Оп.2. Д.369. Л.89. 1,0ГАРО. Ф. Р— 2599. Оп.1. Д.26. Л. 137,138. |
133 зяйничья большевиков ему еще никогда не приходилось переживать. Как будто нарочно собрали они все, от чего когда либо приходилось страдать русским людям, да еще от себя прибавили новых бед и все это разом взвалили на наши головы. Наша доблестная армия... Кто, презренный, втоптал в грязь, обвеянные славой знамена, замутил ложными словами о «братстве народов» и обещаниями скорого мира честь и разум русского солдата, и он, сбитый с толку крикливыми проходимцами и красной тряпкой, открыл в родную землю дорогу врагу? Кто? Большевики. Наша Великая Родина Мать... Кто сатанинским смехом, осквернил Ея святое имя? Кто отдал ее прекрасное тело на глумление врагу...Кто? Большевики. Великий русский народ... Кто, с именем Каина, ослепил его совесть и заставил детей одной Великой Матери России поднять друг на друга кровавый нож братоубийственной вражды? Кто с проклятым знаменем «гражданской войны», «огнем и мечом» прошел по его мирным городом и селам?»1. У сторонников коренных общественно-политических преобразований присутствовали идентичные .мыслительные конструкции в восприятии деятельности своих противников. Об этом свидетельствует письмо сотрудника Казачьего отдела ВЦИК Кириленко Донскому атаману Краснову: «Вильгельмовскому ставленнику, царскому приспешнику и самозванному атаману «Всевеликого войска Донского» Краснову... Ты пробуешь играть на струнке патриотизма... нашего темного и забитого Вашим «олимпийским» Величеством нашего брата-казака и серенького мужичка Тамбовца и Саратовца. Старая манера, она уже давно нам известна всем? Придумайте лучше что-нибудь поновее. Вы же имеете наглость себя и свою свору называть трудовыми казаками... Только вы способны на подобные гадости. Вы тогда постыдно скрылись, а теперь снова выплыли: сидите в Новочеркасске и выпускаете ложь и красивую лесть в своих приказах и воззваниях нашим доверчивым мужикам и казакам... Мы видели подвиги твоих приспешников: разбои и грабежи над мирными ж ителями, издевательства и расстрелы наших славных борпов-коммунистов. Я 1ГАКК. Ф. Р 411 . Оп.2. Д.369. Л.89. 134 снова здесь у себя в Красной Москве работаю в Казачьем отделе ВЦИК, истинном выразителе воли трудового казачества всех войск, и отсюда шлю тебе самую искреннюю ненависть и призрение. Бывший сотник Семиреченского казачьего войска Кириленко» . Вместе с тем необходимо отметить что собственная форма достижения целостного единства воспринималась сторонниками противостоящих военнополитических направлений как деятельность, в которой будут собраны все положительные аспекты человеческого существования, все то, что сделает человека подлинным хозяином собственной судьбы. Так, в воззвании, выпущенном по случаю создания Добровольческой армии, есть такие строки: «...Создавшееся положение требует героических мер. В сознании смертельной опасности, угрожающей нашему отечеству, русские люди должны забыть все разъедающие их различия взглядов, партий, состояний и положений, должны слиться в едином, духовном порыве. Разрастаясь и ширясь, он свежеет единой действенной волей к спасению России. Все государственно-мыслящие силы страны, все слои широкой народной массы, объединенными усилиями должны или ковать орудие защиты и освобождения»2. Аналогичные мыслительные формы имели место и в сознании политических противников авторов данного воззвания. Так, обращение к населению Кубанской области по случаю Третьей годовщины Октябрьской революции содержит следующие положения: «Громом прокатился клич: все угнетенные и порабощенные за оружие. Как молнией прожгло сердца пролетариев, как молнией озарило мысли каждого беднякакрестьянина и казака в тылу и на фронте... Октябрьская революция дала нам то, о чем десятками лет мечтали наши лучшие вожди и учителя. Дала то, за что тысячи гибли наших лучших товарищей и в царских казематах и в Сибири... С этого дня 1917 г. впервые Российские рабочие фабрик и заводов и других предприятий стали хозяевами всех этих богатств, с этого дня впервые услышали крестьяне и трудовое казачество, что вся земля принадлежит только тем, 1ГАРО. Ф. Р -2599. Оп.1. Д.26. Л. 137,138. 2ГАРФ. Ф. 1255. Оп. 1. Д.6. Л.75. |