Проверяемый текст
Семенов, Александр Альбертович; Политическая повседневность на Северном Кавказе в годы гражданской войны, 1917-1920 гг. (Диссертация 1999)
[стр. 66]

роических мер.
В сознании смертельной опасности, угрожающей нашему Отечеству, русские люди должны забыть
вес разъедающие их различия взглядов, партий, состояний и положений, должны слиться в едином, духовном порыве.
Разрастаясь и ширясь, он свежеет единой действенной волей к спасению России.
Все государственно-мыслящие силы страны, все слои широкой народной массы, объединенными усилиями должны или ковать орудие защиты и
освобождения».1 1 1 Аналогичные пропагандистские формы использовались и в печати политических противников авторов вышеизложенного воззвания.
Так, обращение к населению Кубанской области по случаю Третьей годовщины Октябрьской революции содержит следующие
строки: «Как молнией прожгло сердца пролетариев, как молнией озарило мысли каждого бедняка крестьянина и казака в тылу и на фронте...
Октябрьская революция дала нам то, о чем десятками лет мечтали наши лучшие вожди и учителя.
Дала то, за что тысячи гибли наших лучших товарищей и в царских казематах и в Сибири...
С этого дня 1917 г.
впервые Российские рабочие фабрик и заводов и других
10 предприятий стали хозяевами всех этих богатств...».
Исходя из этого, в годы гражданской войны в политической повседневности региона окончательно сформировались два полярных, альтернативных направления достижения общественно-политического единства и целостности, которые практически не взаимодействовали между собой, находясь в состоянии перманентного противостояния: «Гражданская война расколола Россию на два непримиримых лагеря, большевистский и антибольшевистский».113 С момента начала всеобъемлющего вооруженного конфликта, наступил момент для решающего выбора.
Человек должен стать либо частью нарождающегося целого нового мира, либо вступить на путь открытого противодействия вселенскому единению, основанному на измененных
цен111 ГЛРФ.
Ф.
1255.
Оп.
I.
Д.6.
Л.75.
112 ГЛКК.
ф .
Р -411.
Оп.2.
Д.396.
Л.2.
пз Трукан Г.А.
Путь к тоталитаризму.
1917 -1929 гг.
М., 1994.
С.
104.

6 6
[стр. 134]

134 снова здесь у себя в Красной Москве работаю в Казачьем отделе ВЦИК, истинном выразителе воли трудового казачества всех войск, и отсюда шлю тебе самую искреннюю ненависть и призрение.
Бывший сотник Семиреченского казачьего войска Кириленко» .
Вместе с тем необходимо отметить что собственная форма достижения целостного единства воспринималась сторонниками противостоящих военнополитических направлений как деятельность, в которой будут собраны все положительные аспекты человеческого существования, все то, что сделает человека подлинным хозяином собственной судьбы.
Так, в воззвании, выпущенном по случаю создания Добровольческой армии, есть такие строки: «...Создавшееся положение требует героических мер.
В сознании смертельной опасности, угрожающей нашему отечеству, русские люди должны забыть
все разъедающие их различия взглядов, партий, состояний и положений, должны слиться в едином, духовном порыве.
Разрастаясь и ширясь, он свежеет единой действенной волей к спасению России.
Все государственно-мыслящие силы страны, все слои широкой народной массы, объединенными усилиями должны или ковать орудие защиты и
освобождения»2.
Аналогичные мыслительные формы имели место и в сознании политических противников авторов данного воззвания.
Так, обращение к населению Кубанской области по случаю Третьей годовщины Октябрьской революции содержит следующие
положения: «Громом прокатился клич: все угнетенные и порабощенные за оружие.
Как молнией прожгло сердца пролетариев, как молнией озарило мысли каждого беднякакрестьянина и казака в тылу и на фронте...
Октябрьская революция дала нам то, о чем десятками лет мечтали наши лучшие вожди и учителя.
Дала то, за что тысячи гибли наших лучших товарищей и в царских казематах и в Сибири...
С этого дня 1917 г.
впервые Российские рабочие фабрик и заводов и других
предприятий стали хозяевами всех этих богатств, с этого дня впервые услышали крестьяне и трудовое казачество, что вся земля принадлежит только тем, 1ГАРО.
Ф.
Р -2599.
Оп.1.
Д.26.
Л.
137,138.
2ГАРФ.
Ф.
1255.
Оп.
1.
Д.6.
Л.75.


[стр.,135]

135 кто трудится на ней...»1.
Необходимо отметить, что в представлении населения региона в данный период существуют два полярных, альтернативных направления достижения общественно-политической целостности, которые практически не взаимодействуют между собой, находясь в состоянии перманентного противостояния.
Гражданская война расколола Россию на два непримиримых лагеря, большевистский и антибольшевистский^.

Эти две антитезы, полярные друг другу, ментальная разделительная линия между ними проходит в том числе и в мыслеформах, отражающих способы и пути достижения общественно-политической целостности.
С момента начала всеобъемлющего вооруженного конфликта наступил момент для решающего выбора, человек должен стать либо частью нарождающегося целого нового мира, либо вступить на путь открытого противодействия вселенскому единению, основанному на измененных
ценностях и смыслах общественно-политического существования, искать свои собственные пути к его достижению, на основе ценностей и идей исторического периода, предшествующего радикальной общественной модернизации.
В ментальностях населения региона присутствует фактор противопоставления тех, кто участвует в осуществлении перемен, и тех, кто противодействует им, с заранее предполагаемым одобрении любых действий первых или последних.
В подобной оценке закладываются зачатки тех видоизмененных ментальностей, которые в дальнейшем определили полярное противопоставление общества на «своих» и «чужих», выраженное в краткой мыслительной формуле: «кто не с нами, тот против нас».
Поиск целостности в недавнем историческом прошлом выступает как фактор инверсионной активности человеческого сознания в эпоху основополагающих перемен, указанный фактор начинает действовать, когда восприятие происходящих изменений вступает в противоречие с интенцией сознания, направленной на возвращение к привычным, устоявшимся формам человеческо1ГАКК.
Ф.
Р 411.
Оп.2.
Д.396.
Л.2.
: 'Грукан Г.А.
11уть к тоталитаризму.
1917-1929 гг.
М., 1994.-С.104.

[Back]