распоряжение Воинских начальников для отправки в войска и привлечения к законной ответственности».13'1 Тенденции нарастающего кризиса, фиксируемого местной прессой, затрагивали различные стороны повседневной жизни, развивался процесс дробления, расчленения, аморфизации политической среды, что в свою очередь вело к видоизменению системы морально-нравственных ценностей в повседневной человеческой жизни. В кризисный период человеческого существования, появляется множество центров силы, растет политическая разнородность, этико-правовая альтернативность. Так, в опубликованном в Кубанской «официозной» прессе приказе Рады № 3 указанно, что «кубанские казаки, входящие в регулярный состав строевых частей Добровольческой армии, должны быть постепенно (без вреда для хода военных операций) выделены в свои казачьи части Кубанской армии. Распоряжения об организации Кубанской армии и выделении казаков из смешанных частей подготавливаются, и своевременно будут отданы, но многие казаки, не ожидая этих распоряжений, самовольно покидают ряды Добровольческой армии, и уходят в станицы или казачьи части, а есть и такие преступные элементы, которые отказываются идти на пополнение даже чисто казачьих частей, мотивируя свой отказ постановлением Краевой рады «О выделении Кубанской Армии». Такие явления всегда преступны, а теперь же, когда части Добровольческой Армии истекая кровью отбивают, может быть последний, яростный натиск слабеющего противника, нет имени для названия таких позорных поступков, и казаки, которые их совершают, кладут несмываемое пятно позора на все войска, и на свои казачьи части, честно дерущиеся с противником уже много месяцев.135 Вооруженный конфликт, в регионе в 1917-1920 тт., переживал достаточно длительную стадию дробления на разнородные локальные варианты, взаимосвязанные между собой, и одновременно развивающиеся в различных 134 ГЛСК. Ф .Р-40. Он. 1. Д. 10. Л.45. 135 ГЛСК. Ф.Р-40. Оп.1. Д.10. Л. 19. 80 |
126 человеческого существования, появляется множество центров силы, растет политическая разнородность, этическоправовая альтернативность. «В приказе Рады № 3 указано, что «кубанские казаки, входящие в регулярный состав строевых частей Добровольческой армии, должны быть постепенно (без вреда для хода военных операций) выделены в свои казачьи части Кубанской армии. Распоряжения об организации Кубанской армии и выделении казаков из смешанных частей подготавливаются и своевременно будут отданы, но многие казаки, не ожидая этих распоряжений, самовольно покидают ряды Добровольческой армии и уходят в станицы или казачьи части, а есть и такие преступные элементы, которые отказываются идти на пополнение даже чисто казачьих частей, мотивируя свой отказ постановлением Краевой рады «О выделении Кубанской Армии». Такие явления всегда преступны, а теперь же, когда части Добровольческой Армии, истекая кровью, отбивают, может быть последний яростный натиск слабеющего противника, нет имени для названия таких позорных поступков, и казаки, которые их совершают, кладут несмываемое пятно позора на все войска, и на свои казачьи части, честно дерущиеся с противником уже много месяцев» . Вооруженный конфликт, в данном контексте, переживает стадию дробления на разнородные локальные варианты, взаимосвязанные между собой и одновременно происходящие в различных политических плоскостях, ментальная среда Северокавказского региона приобретает очертания хаотической полиструктурированности, изменение морально-нравственных представлений начинает все более сказываться на различных аспектах военного противостояния. «Люди превратились в диких зверей, и в озверении истребляют друг дру2 га» . В представлениях участников Белого движения большевизм воспринимается как явление непосредственно связанное с вооруженной конфронтацией, обусловившее начало ее перехода в стадию всеобщего гражданского противостояния, определившее раскол российского общества, параметры гражданско1ГАСК. Ф. Р -40. Оп.1. Д. 10. Л. 19. 2ГАРФ. Ф.446. Оп.2. Д.4. Л. 13. |