том числе, деятельности массовых печатных изданий, стали политические идеалы и идеологические догмы, а насилие законным средством их достижения. Даже ценность собственной жизни в глазах адептов новых идей отступала на второй план. В соответствии с газетными пропагандистскими лозунгами человек стал представлять ценность не сам по себе как уникальная, неповторимая личность, а как представитель определенной партии, военного лагеря или политического движения, то есть как часть всеобщего коллективного целого. Как отмечала 3. Гиппиус в своих воспоминаниях: «С воцарением большевиков —стал исчезать человек как единица. Не только исчез он с моего горизонта, из моих глаз: он вообще начал уничтожаться, принципиально и фактически».14 3 Он обретал ценность своего существования, и становился полезным обществу, находясь только в определенной системе социально-политических координат. Таким образом, ценность человеческой личности, как ее определяла печать времени революционных потрясений и гражданской войны, стала зависеть от политической позиции, которую человек занимал в гражданском вооруженном конфликте. Приверженность идее, своему классу, общине, и т. д. должно было дать ощущение полезности собственной личности, ес ценности. Все это нашло яркое проявление в пропагандистских материалах широко печатаемых местной прессой в период гражданской войны. Так, в «Дорожной памятке» революционным крестьянам и казакам: 1. Всецело стоять на Советской Платформе: вся Власть Народу в лице Советов, беспощадная борьба с капитализмом и буржуазией... 4. В дороге не оказывать друг другу никакого предпочтения или преимущества —все равны между собою 5. Друг от друга ничего не скрывать, о всем высказываться открыто, ничего не тая на своей душе, помня, что «друзья прямые, что братья родные». 8 6 143 Гиппиус 3. Дневники. Воспоминания. Мемуары. Мн., 2004. С. 9. ч |
34 неповторимая личность, а как представитель определенной партии* военного лагеря или политического движения, то есть как часть всеобщего коллективного целого. Как отмечала 3. Гиппиус в своих воспоминаниях: «С воцарением большевиков стал исчезать человек как единица. Не только исчез он с моего горизонта, из моих глаз: он вообще начал уничтожаться, принципиально и фактически».3" Он обретал ценность своего существования, и становился полезным обществу, находясь только в определенной системе социально-политических координат. Таким образом, ценность человеческой личности, как ее определяла массовая большевистская агитация и пропаганда, стала зависеть от политической позиции, которую человек занимал в гражданском вооруженном конфликте. Приверженность идеи, своему классу, общине, и т. д. должно было дать ощущение полезности собственной личности, ее ценности. Все эго нашло яркое проявление в большевистских пропагандистских материалах в период гражданской войны. Так, в «Дорожной памятке» революционным казакам распространяемой на фронте говорилось: 1. «Всецело стоять на Советской Платформе: вся Власть Народу о лице Советов, беспощадная борьба с капитализмом и буржуазией... 4. В дороге не оказывать друг другу' никакого предпочтения или преимущества все равны между собою. 5. Друг от друга ничего не скрывать, о всем высказываться открыто, ничего не тая па своей душе, помня, что «друзья прямые, что братья родные». 6. Не должно быть никаких распрей и ссор между собою, а напротив, должно соблюдаться полное согласие, искренняя дружба, помня, что «в согласном стаде и волк не страшен. 7. Друг друга не выдавать, ни при каких обстоятельствах, помня, что по русской пословице «бой красен мужеством» а приятели дружеством. *Тш тн>л: 3 Дневники. Воспоминали*. Мемуары. Мн., 2 0 0 4 С -9 . |