Проверяемый текст
Ермоленко, Елена Владимировна; Агитационно-пропагандистская работа РКП(б) в условиях Гражданской войны (Диссертация 2006)
[стр. 93]

войны, в конечном счете, победа останется за большевиками.
В газетных материалах проводилась мысль о всеобщем братстве трудящихся и если где-то, на фронте складывалось грозное положение, то пролетариат этой местности вправе рассчитывать на помощь пролетариата из других частей России, которая неизбежно придет и позволит одержать решающую победу на интервентами и белогвардейцами.
Так, например, в газете «Донские известия» от 23 апреля 1918 года
содержались следующие строки: «Рабочий севера не изменит рабочему юга, и не оставит его одного на ратном поле, потому, что ясно сознает, что только в тесном единении рабочих и крестьян севера и юга России...
возможно окончательная
победа...».152 Именно в военный период происходил выход сознания на совершенно новый уровень человеческого бытия.
Это способствовало образованию идеальных ценностных установок, идеальных
целей общественного развития отражаемых в материалах периодической печати, и формированию особых специфических форм их достижения которые сами по себе могут носить далеко не идеальный характер, особенно с точки зрения морали и нравственности предшествующего исторического периода.
Исходя из этого, мы можем наблюдать характерное для массовой печати периода гражданской войны соединение и взаимодействие ярких политических образов, навязываемых общественному сознанию из вне и устоявшихся мифологем существующих непосредственно в глубинах коллективного сознания, тесно связанных с сакрализацией высшей государственной власти, всей системой ценности российского социума, этатистскими народными представлениями.
Это симбиоз, существующий в пределах единой инверсирующей картины окружающего мира человека периода гражданской войны и был отражен в газетных и журнальных публикациях в этот период.
93 152Опасность впереди.// Донские известия.
1918.
23 апреля.
[стр. 44]

44 русских рабочих и крестьян донского и кубанского хлеба.
Под оружие! В поход за хлебом -для голодающих детей, отцов и матерей! В поход против контрреволюционных мятежников и заговорщиков»4 7 .
При этом классовый враг в этих пропагандистских образах живописался самыми мрачными красками, к его характеристикам подбирались самые уничижающие эпитеты.
В этой связи, о материалах большевистской агитации и пропаганды постоянно присутствовало простое объяснение сложных, неоднозначных общсствсино-иолитичсских событии и явлений: «...положение внутри страны всем известно и буквально граничит с голодом.
Уже голодают столицы, города* крупные центры и целые ]убернии.
Ни ни минуту не нужно забывать, что вес эти бедствия ложатся исключительно на трудовой класс, а в том числе и на крестьянство, так как банкиры, помешики, купцы, фабриканты, всякого рода спекулянты, мародеры и вообще все паразиты и все нажившиеся на народном горе, обладают награбленным капиталом, и по-прежнему ни в чем не нуждаются: за крупные деньги они получают ясе, что угодно, способствуя, 'гой спекуляции, от которой страдают...
люди честные трудовые...».4 8 Отдельно указывалось иа то, что при любом раскладе военнополитических сил в ходе фажданской войны, и конечном счете, победа останется за большевиками.
При этом в пропагандистских лозунгах и клише последовательно проводилась мысль о всеобщем братстве трудящихся и если где-то.
на фронте складывалось грозное положение, то пролетариат этой местности вправе
был рассчитывать на помощь пролетариата из других частей России, которая неизбежно придет и позволит одержать решающую победу над интервентами и белогвардейцами.
Так, например, в газете «Донские известия» от 23 апреля 1918 года,
в статье «Опасность впереди» содержались следующие строки: «Рабочий класс севера...
знает, что ни 1 1Правда.
У1 мая 1918 г.
Опасность впереди.// Донские ягеестия.
!9fK.23 агтрелг

[стр.,45]

45 ему, ни крестьянину, пощады не будет...
он лихорадочно готовится к новым битвам, чтобы по первому призыву подняться, и ринутся в бой, и дать отлор дерзкому, зазнавшемуся врагу.
Рабочий севера не изменит рабочему тога, и не оставит его одного на ратном поле, потому, что ясно сознает, что только в тесном единении рабочих и крестьян севера и юга России...
возможно окончательная
победа...».4 9 Решение задач поставленных в голы гражданской войны перед большевистской агитацией и пропагандой облегчало то, что именно в военный период происходил выход российского общественного сознания на совершенно новый уровень человеческого бытия.
Это способствовало образованию идеальных ценностных установок, идеальных
задач общественного развития и особых специфических форм их достижения, которые сами по себе могли носить далеко не идеальный характер, особенно с точки зрения морали и нравственности предшествующего исторического периода, В годы гражданской войны появление личности нового типа было востребовано и необходимо, се формированием и занялась большевистская пропаганда.
Эта агитационно-пропагандистская работа и стала составной частью процесса общественной трансформации, перестройки всего общественного организма России в кризисный период 1917-1920 гг.
Разумеется, с точки зрения большевистской пропаганды, вся «человеческая масса» не могла приобрести идеальные личностные характеристики, да это собственно и не было нужно, ей д о с т а т о ч н о было перековки его авангарда, коюрыи поведет за собой массы.
Возможность достижения поставленной цели, заключавшейся в создании бескомпромиссного солдата партии и пролетариата, борца за мировую революцию, большевистская агитация и пропаганда видела н формировании пропагандистскими средствами совершенных образов, которым будет подражать, и равняться на которых будет вся пролетарская л'’ О п а сл о стк впереди.//Л о и с к к г и чв с с ш я .
1918.23 ап р еля.

[Back]