Проверяемый текст
Ермоленко, Елена Владимировна; Агитационно-пропагандистская работа РКП(б) в условиях Гражданской войны (Диссертация 2006)
[стр. 94]

Массовая периодическая печать периода гражданской войны фиксировала и передавала особенности общего психоментального состояния российского общества в тот период, для которого обычным делом была частая смена эмоциональных состояний, что было не характерно для более спокойных периодов исторического времени.
С другой стороны
массовая пресса нередко сама была причиной эмоциональных и психоментальных всплесков в российском обществе.
В данной связи, заслуживает особого внимания реакция бойцов и командиров Красной армии на газетные публикации того времени.
Так, непосредственный участник и очевидец событий гражданской войны, находившийся в действующей армии вспоминал
на страницах большевистской прессы: «В конце марта месяца 1918 года наш Ивановский отряд (действующий на Ставрополье прим.
автора) получил приказ от
Невиномысского ревкома, в котором говорилось: «Город Екатеринодар находится в опасности, к нему подошли части офицеров и юнкеров генерала Корнилова и повели ожесточенные бои.
Если Корнилов захватит город Екатеринодар, то в скором времени он появится и здесь.
Екатеринодару необходима помощь.

Вашему отряду немедленно погрузится в вагоны, и выступить на помощь
Екатеринодару».
Бойцы отряда, выслушав такое сообщение, единогласно крикнули: «
Едем в Екатеринодар».
Действительно, они рвались в бой.
В течение суток отряды при полном военном вооружении и с продуктами погрузились в вагоны и выехали в
Екатеринодар».1 5 3 Периодическая печать того времени передавала частую смену эмоционального настроя общества, отдельных его слоев.
В то время они были вполне обычным явлением.
На поведение, как отдельного человека, гак и целых сообществ, огромных масс на фронте, воздействовали самые разнообразные факторы.
Они были тесным образом связанны с ситуацией во время боевых действий, мероприятиями различных правительств в тылу, мораль94 1 5 3ГЛСК.
Ф.
Р-1919.
Оп.
1.
Д.19.
л.21.
[стр. 57]

57 Калинина, которого трибунал обвинял в контрреволюционной деятельности.
Обвинения, основывались на том, что он: «при власти белых, в 1918 году, в станице Каменской, на военно-полевом суде выступал обвинителем дьякона Васильева, обвиняя его в большевистских деяниях, давал тому же суду показания, приведшие советского работника Горобцова к расстрелу, а также произносил проповеди, пропитанные антисоветской пропагандой».6 7 Идейное противостояние во многом повлияло на формирование способов и форм политической агитации и пропаганды r годы гражданской войны.
Кризисные явления уже не являлись отклонением от некой нормы, они начинали восприниматься органами агитации и пропаганды в период граисданской войны как нормальные, а реальность порождаемая ими, как вполне закономерная и обоснованная.
Большевистская пропаганда периода гражданской войны фиксировала и передавала особенности общего пенхомектального состояния российского общества в тот период, для которого обычным делом была частая смена эмоциональных состояний, что было не характерно для более спокойных периодов исторического времени, С другой стороны, она нередко сама была причиной общественных эмоциональных и психоментальных всплесков.
В данной связи, вызывает интерес реакция бойцов и командиров Красной армии на обращения и лозунги большевистской пропаганды на фронте.
Так, непосредственный участник и очевидец событий гражданской войны, находившийся в действующей армии вспоминал:
«В конце марта месяца 1918 года наш Ивановский отряд (действующий на Ставрополье прим.
автора) получил приказ от
Нсвиномысского ревкома, в котором говорилось: «Город Екатеринодар находится в опасности, к нему подошли части офицеров и юнкеров генерала Корнилова и повели ожесточенные бои.
Если Корнилов захватит город Екатеринодар, то в скором времени он появится и здесь.
Екатеринодару необходима помощь.

"?ГАЮ Ф.
Г-2599.ОпЛ.
Д.26.Л.1 0 .


[стр.,58]

58 Вашему отряду немедленно погрузится в вагоны, и выступить на помощь Екагеринодару».
Бойцы отряда, выслушав такое сообщение, единогласно крикнули:«
Едим в Екатсри нодар».
Действительно, они рвались в бой.
В течение суток отряды при полном военном вооружении и с продуктами погрузились в вагоны и выехали в
Ькатсрииодар».6 8 Пропаганда и агитация того времени передавала частую смену эмоционального насароя общества, отдельных его слоев.
В то время они пыли вполне обычным явлением.
Па поведение, как отдельного человека, так и целых сообществ, огромных масс на фронте, воздействовали самые разнообразные факторы, которые тесным образом были связанны с ситуацией во время боевых действий, положением на фронте, мероприятиями различных правительств а тылу и т.
д.
Как правило, эти обстоятельства находили отклик и пропагандистской сфере.
Большевистская агитация и пропаганда периода гражданской войны передавала весь спектр эмоциональных состояний на фронте, начиная от бурного восторга к ликования, заканчивая глубоким унынием, паникой крайним пессимизмом.
Причем смена этих эмоциональных состояний в материалах проходила очень бурно и часто в довольно не обычных формах.
Различные ситуации живописуемые пропагандистки средствами выбывали и у армии и у населения самые различные эмоциональные реакции, которые сложно было предсказать и еще более сложно управлять ими.
Контроля над поведением и эмоциональным состоянием общества не могла добиться не одна сторона в гражданской войне.
Политическая жизнь» военная стратегия часто следовали за сменой таких состояний.
Ситуация на фронтах гражданской войны могла коренным образом изменяться на протяжении незначительного временного отрезка, внося перемены и положение противостоящих лагерей, фронтов, армий, направлений военной активное Iи сторон.
Недаиио побеждавшие армии, захватывавшие огромные ЛГА сК.
0 > .
Р-19J$.
On-1 .
л.1 9л .27.

[Back]