Проверяемый текст
Ермоленко, Елена Владимировна; Агитационно-пропагандистская работа РКП(б) в условиях Гражданской войны (Диссертация 2006)
[стр. 97]

Массовые эмоциональные состояния кардинальным образом меняли ситуацию на фронтах, общий ход гражданского противостояния, положение военно-политических лагерей.
В период гражданской войны, отступление и поражение одних сил могло также быстро, следуя за общественными настроениями, превратиться в их победу и закончиться взятием военнополитического реванша.
Ситуация на фонтах кардинальным образом менялась в считанные дни в пользу то одной, то другой стороны и эту смену
региональным периодическим изданиям иногда было довольно тяжело объяснить рациональными мотивами, с помощью обычной логики.
Но, несмотря на это, большевистская периодическая печать в период гражданской войны неизменно не забывала подчеркивать, того, что ожидает тех, кто пойдет против Советской власти и трудящихся масс.
В газетных публикациях периода гражданской войны достаточно часто указывалось на разнообразные суровые кары, которые ожидали всех врагов пролетариата.
Вообще, необходимо отметить, что постоянные угрозы классовым противникам были важной частью
публицистических газетных материалов этого времени.
С одной стороны они обещали множество благ всем тем, кто пойдет в
светлое «царство коммунизма», а с другой стороны грозили самыми суровыми мерами возмездия классовым врагам.
«...Два года трудящиеся всей России рука об руку с рабочими и другими трудовыми элементами
этих областей вели ожесточенную войну с помещиками, капиталистами, которые именно тут иод предводительством царских генералов организовали свои черные силы, чтобы свергнуть свое господство, что бы вновь закабалить трудовой народ...
и в этом на помощь им пришло местное казачество, местные кулаки-богатеи...

несут полную ответственность за свое предательское, подлое дело».156 При этом необходимо учесть, что на региональный социум в годы гражданской войны оказывали влияние самые разнообразные факторы.
97 150ГАРО.
Ф.3132.0(1.1.
Д 2.
Л .119.
[стр. 60]

60 идеологемы коммунизма.
Особенно это относилось к тем представителям широких народных масс, которые в представлении советских агитаторов и пропагандистов потеряли верную дорогу на путях общественных перемен, и ошибочно перешли на противоположенную сторону, в стан военнополитических противников большевиков.
В этом случаи большевистские агитационные и пропагандистские материалы стремились подчеркнуть всю гибельность такого пути, и вернуть с него заблудших, поддавшихся идеологии враждебной трудящимся массам; «Трудовые казаки.
Опомнитесь! С кем вы воюете? Разве вы не видите, что в наших рядах Советских войск нет ни одного буржуя! Разве вы не знаете, что только Ваши братья родные, рабочие и крестьяне, сражаются в рядах Советских войск.
Кого вы слушаетесь? Заклятых врагов трудоного народа слушаетесь вы! Вся буржуазия помещики капиталисты, отечественные и иноземные, командуют вами...
Посмотрите же вокруг: на Кубани орудует армия генералов Деникина и Алексеева.
Кто в их рядах? Юнкера и офицеры, лети чиновников и купцов.
Много ли там трудового народа?».'0 Ситуация на фонтах кардинальным образом менялась в считанные дни в пользу то одной, то другой стороны и эту смену большевистским органам агитации и пропаганды иногда было довольно тяжело объяснить рациональными мотивами, с помощью обычной логики.
При этом большевистская агитация и пропаганда на фронтах гражданской войны не забывала подчеркивать, того, что ожидает тех, кто пойдет против Советской п;шсти и трудящихся масс.
В большевистских пропагандистских материалах периода гражданской войны достаточно часто указывалось на разнообразные суровые кары, которые ожидали всех врагов пролетариата.
Вообще, необходимо отметить, что постоянные угрозы классовым противникам были важной частью
большевистской агитации и пропаганды периода гражданской войны.
С одной стороны они обещали множество благ всем тем, кто пойдет в *
ГЛРО.
Ф.
P-W9.
Оси д.26.
Л.&*.


[стр.,61]

61 CBCUIOC «царство коммунизма)), с другой стороны, грозили самыми суроными мерами возмездия классовым врагам.
Об этом, в частности, свидетельсгнует теле>раммз Губернского Военного Комиссариата, от 31-го июля 1920 [*ода, направленная Медвеженскому Уездному Комиссариату'; «Два года Дон, Кубань и Терек подвергались всем ужасам гражданской войны, два года трудящиеся всей России рука об руку с рабочими и другими трудовыми элементами лтих областей вели ожесточенную войну с помещиками, капиталистами, которые именно тут под предводительством царских генералов организовали свои черные силы, чтобы вернуть свое господство, что бы вновь закабалить трудовой народ...
и в этом на помощь им пришло местное казачество, местные кулаки-богатеи...

грабили и разоряли Родную страну»,Те станицы, хутора, насоленные пункты, которые осмелятся оказать какое-нибудь содействие этим бандам, нссут полную ответственность за свое предательское, подлое дело».'1 На общество в годы гражданской войны оказывали влияние самые разнообразные факторы.
Часть из них находилась в военно-политической плоскости, а часть располагалась в области иррационального ничем необъяснимого сознания и определялась самыми различными причинами, икогда просто .мистического свойства.
В том информационном вакууме, в котором нередко происходила борьба различных общественно-политических сил в войне, играли значительную роль самые невероятные слухи, стереотипы, установки массового сознания, пропагандистские образы и лозунги, сформировавшиеся в период революционных потрясений и гражданской воины.
Иногда было достаточно распространения самых невероятных сведений, для того чтобы коренным образом изменить сложившуюся общественно-политическую ситуацию.
Так, в обращении «Ко нсем белозеленым Кубани», присутствовали следующие строки, нанисапныс большевистскими пропагандистами от имени жен казаков, продолжающих ■ ' ГЛРО.
Ф.3132.011.1 д2.П.[ I*.

[Back]