Часть из них находилась в военно-политической плоскости, а часть располагалась в области иррационального ничем необъяснимого сознания и определялась самыми разнообразными причинами, иногда просто полумистичсского свойства. В том информационном вакууме, 1 5котором нередко происходила борьба различных общественно-политических сил в войне, играли значительную роль самые невероятные слухи, стереотипы, установки массового сознания, пропагандистские образы и лозунги, сформировавшиеся в период революционных потрясений и гражданской войны и нашедшие отражения на страницах массовых периодических изданий. Иногда было достаточно распространения в печати самых невероятных сведений, для того чтобы коренным образом изменить сложившуюся общественно-политическую ситуацию. Так, в обращении «Ко всем бело-зеленым Кубани», присутствовали следующие строки, написанные от имени жен казаков, продолжающих борьбу против Советской власти в партизанских отрядах: «Нигде такого не было, а у нас есть...всех детей даром кормят да учат, взрослых тоже всему учат. Все берутся за общее дело, в России оно уже хорошо пошло, а у нас на Кубани не ладится, а виноват кто вы. Вы сами не работаете и другим не даете. Мы сначала думали, что нас сейчас же в партию запишут, а теперь видим, что этого нет: еще кто просится в партию, его не очень берут, а кто не так делает, так и выгоняют из партии... И так, станичники родные наши, пришла пора сказать: время ' богатеев, кулаков, атаманов, офицеров кончилось. Они уже не вернут своих богатств назад, значит для чего и нам, трудовым казакам, рабочим людям мучится по лесам, да в горах, за чужие капиталы. Долой Зеленую армию, долой леность и обман!»157 Смена эмоциональных состояний, отношений к событиям и явлениям окружающего мира фиксируемая местной прессой была настолько стремительной, что меняла общественно-политическую ситуацию в регионе. Массы, сегодня охотно читающие большевистскую прессу и слушающие на митин98 157ГАКК. Ф.Р-411. Оп.2. Д.376. Л. 18. |
61 CBCUIOC «царство коммунизма)), с другой стороны, грозили самыми суроными мерами возмездия классовым врагам. Об этом, в частности, свидетельсгнует теле>раммз Губернского Военного Комиссариата, от 31-го июля 1920 [*ода, направленная Медвеженскому Уездному Комиссариату'; «Два года Дон, Кубань и Терек подвергались всем ужасам гражданской войны, два года трудящиеся всей России рука об руку с рабочими и другими трудовыми элементами лтих областей вели ожесточенную войну с помещиками, капиталистами, которые именно тут под предводительством царских генералов организовали свои черные силы, чтобы вернуть свое господство, что бы вновь закабалить трудовой народ... и в этом на помощь им пришло местное казачество, местные кулаки-богатеи... грабили и разоряли Родную страну»,Те станицы, хутора, насоленные пункты, которые осмелятся оказать какое-нибудь содействие этим бандам, нссут полную ответственность за свое предательское, подлое дело».'1 На общество в годы гражданской войны оказывали влияние самые разнообразные факторы. Часть из них находилась в военно-политической плоскости, а часть располагалась в области иррационального ничем необъяснимого сознания и определялась самыми различными причинами, икогда просто .мистического свойства. В том информационном вакууме, в котором нередко происходила борьба различных общественно-политических сил в войне, играли значительную роль самые невероятные слухи, стереотипы, установки массового сознания, пропагандистские образы и лозунги, сформировавшиеся в период революционных потрясений и гражданской воины. Иногда было достаточно распространения самых невероятных сведений, для того чтобы коренным образом изменить сложившуюся общественно-политическую ситуацию. Так, в обращении «Ко нсем белозеленым Кубани», присутствовали следующие строки, нанисапныс большевистскими пропагандистами от имени жен казаков, продолжающих ■ ' ГЛРО. Ф.3132.011.1 д2.П.[ I*. 62 борьбу против Советской масти в партизанских отрядах: «Врангель и все побогаче поудирали за границу, а вы остались, мерзнете, пропадаем в лесах и камышах: мучасмся и мы здесь, и дети наши... говорят, что коммунисты и жиды церкви оскверняют, землю, хлеб, скотину, дома себе берут, а мы здссь живем и видим, что все это неправда..., родные наши, мы видим, что никакая страна Россию не победит, а хотят коммунисты что бы все работали да сами управляли. Нигде такого не было, а у пас есть...всех детей даром кормят да учат, взрослых тоже всему учат. Все беру гея за общее дело, в России оно уже хорошо пошло, а у пас па Кубани не ладится, а виноват кто -вы. Вы сами не работаете и другим не даете. Мы сначала думали, что нас сейчас же в партию запишут, а теперь видим, что этого нет: еще кто просится в партию, его не очень берут, а кто не так делает, так и выгоняют из партии.. И так, станичники родные наши, пришла пора сказать: время богатеев, кулаков, атаманов, офицеров кончилось, Они уже не вернут своих богатств назад, значит для чего и нам, трудовым казакам* рабочим людям мучится по лесам, да в горах, за чужие капиталы. Долой Зеленую армию, долой .ченисть и обман»!'2 Смена эмоциональных состояний, отношений к событиям и явлениям окружающего мира была настолько стремительной, что меняла обществснномолишчсскую ситуацию в том или ином регионе страны. Массы, сегодня охотно слушающие ни митингах большевистских агитаторов, и казалось активно разделяющие их взгляды, завтра могли с тем же энтузиазмом воспринимать идеи их военно-политических противников и следовать им. Часто в сознании отдельной личности совмещались совершенно противоположенные идсйно-политичсскис установки, находящиеся в годы гражданской войны в непримиримом идеологическом противостоянии. Причем в своих поступках и действиях личность чаще всего исходила из них, что придавало событиям и явлениям гражданской войны аитиномичный, 1'ЛКК. Ф.ЕМ 11. 0я,2. Д.376. J[. IS. |