Проверяемый текст
Сароян, Эдгар Оксенович; Стратификация асимметричных социально-экономических структур в регионе (Диссертация 2008)
[стр. 66]

Описанные выше технологии в методологическом плане вполне пригодны для расчета индикаторов социальной и экономической поляризации и на основе частных показателей, обычно применяемых для характеристики развития региональных СЭС.
Согласно методологии Росстата, наибольшее распространение в анализе процессов дифференциации уровня жизни населения по регионам получил метод упорядочивания и рейтинговый метод.
Здесь имеется в виду упорядочивание регионов по уровню номинальных и реальных доходов, потребления платных и бесплатных услуг на душу населения и пр.
Предложенные выше моI дели оценки пространственной поляризации также могут найти применение в анализе социальных процессов на базе частных показателей, претерпевая незначительные модификации в связи с постановкой конкретных задач [92, с.
37].
В региональном анализе часто возникают ситуации, когда исследуемые массивы данных имеют разную размерность.
Для того, чтобы их все же можно было сравнивать друг с другом на предмет вариации, применяют коэффициент вариации (процентное отношение среднеквадратического отклонения к среднему значению показателя)
[118, с.
17]: 1 [ b r v ' Л < ’ < В ) Где К! коэффициент вариации в году (; к 1 среднее значение показателя ( по РФ на душу населения в году /; к.
значение показателя в регионе / на душу населения в году t; N число регионов.
Численное значение этого коэффициента не позволяет «вычленить» тип регионального развития, но анализ его динамики предоставляет такую возможность.
Значение коэффициента вариации во времени характеризует увеличение или уменьшение разброса региональных показателей (субъектов РФ) от
среднероссийского значения (в качестве среднероссийского показателя на практике используются среднеарифметические значения по регионам, а не средневзвешенные; такой подход лучше отвечает природе поставленной задачи).
Во всех случаях при оценке типа регионального развития для приведения регионов РФ к общему знаменателю, одному и тому же «весу», все используемые показатели приводятся в дальнейшем в расчете на душу населения [111, с.
28].
66
[стр. 55]

сию всех признаков), в том числе их динамические характеристики темпы изменения масштабов асимметрии.
Вторая группа показателей «индикаторы распределения полномочий в \ ■ бюджетной сфере между различными уровнями власти по вертикали», в которую входят показатели распределения социальных расходов между властями разного уровня по вертикали и показатели, характеризующие распределение бюджетных средств по отраслям социальной сферы на различных уровнях власти.
Третья группа показателей — «индикаторы социально-экономической асимметрии регионального развития».
Эта группа показателей макроуровня предоставляет обобщающую информацию об отклонениях и разрывах в уровнях социально-экономического развития по регионам страны.
Для их расчета используется информация о бюджетных расходах и доходах, производстве валового продукта» по регионам.
Для данной группы показателей при определении индикаторов асимметрии могут применяться модели «среднего» и «минимального» стандарта (см.
раздел 1.1).
К третьей группе относятся и подгруппа показателей «Индикаторы экономической обеспеченности социальных расходов».
Данная подгруппа показателей основывается на информации о социальных расходах и производстве ват лового продукта в регионах.
Методика их расчета заключается в следующем.
На первом шаге рассчитывается величина социальных расходов: для этого из общего объема расходов вычитаем сумму расходов на цели развития экономики для каждого региона.
Затем, оценив величину общих бюджетных расходов, » < рассчитают их объем на душу населения в регионе.
Описанные выше технологии в методологическом плане вполне пригодны для расчета индикаторов социальной и экономической
асимметрии и на основе частных показателей, обычно применяемых для характеристики развития региональных социально-экономических систем [93, с.
37].
" У В региональном анализе часто возникают ситуации, когда исследуемые массивы данных имеют разную размерность.
Для того, чтобы их все же можно было сравнивать друг с другом на предмет вариации, применяют коэффициент вариации (процентное отношение среднеквадратического отклонения к среднему значению показателя)
[119, с.
17J: 54

[стр.,56]

55 ( 8 ) где К! “ коэффициент вариации в году t; к 1 среднее значение показателя по РФ на душу населения в году t\ t к.
—значение показателя в регионе i на душу населения в году t; i \ 1 N —число регионов.
Численное значение этого коэффициента не позволяет вычленить тип регионального развития, но анализ его динамики предоставляет такую возможность.
Значение коэффициента вариации во времени характеризует увеличение или уменьшение разброса региональных показателей (субъектов РФ) от
сред’ нероссийского значения (в качестве среднероссийского показателя на практике используются среднеарифметические значения по регионам, а не средневзвешенные; такой подход лучше отвечает природе поставленной задачи) [113, с.
28].
До настоящего времени в прикладных российских региональных исследованиях используется довольно ограниченное число индикаторов, характеризующих социально-экономическую асимметрию.
Наиболее часто таким показателем является размах асимметрии (W), рассчитываемый как отношение где Рг —значение показателя социально-экономического развития в г-ом регионе (r=l ,2...R; R число регионов).
В случае если показатели по регионам отличаются «на порядки» (что реально можно встретить в России), то можно дополнительно рассчитать десятичный логарифм размаха асимметрии: Он показывает, на сколько порядков различаются максимальное и мини^ , мальное значения для регионов.
Также используется отношение абсолютного размаха асимметрии к среднему показателю: наибольшего показателя к наименьшему [70, с.
30]: W “ max Рг / пип Рг , ( 9 ) lg W = lg max Рг / min Рг ( 10) «

[Back]