вероучение утверждает, что смерть это продолжение существование личности, ее чувственной и сознательной деятельности осле распада физического тела. Не менее важно дать определение жизни с позиции права. Рождение и смерть человека являются юридическими фактами событиями, с которыми связано соответственно возникновение и прекращение права на жизнь, и также других неимущественных и имущественных прав. Жизнь можно охарактеризовать как высшее нематериальное благо, возникающее с момента отделения жизнеспособного ребенка от организма матери и продолжающееся в течение функционирования всего головного мозга. Высказано мнение, что в состав субъективного гражданского права на жизнь входит правомочие будущих родителей .на искусственное оплодотворение и имплантацию эмбриона, правомочие беременной женщины на искусственное прерывание беременности и правомочие на стерилизацию41. На наш взгляд, отношения по поводу искусственного оплодотворения, имплантации эмбриона, искусственного прерывания беременности, стерилизации затрагивают интересы не родившихся детей и родителей и подлежат правовому регулированию. Но в содержание права на жизнь могут входить только те правомочия, которые принадлежать уже существующему субъекту — родившемуся человеку. Правомочия на проведения искусственного оплодотворения, имплантации эмбриона, искусственного прерывания беременности, стерилизации эмбриону не принадлежат, а закреплены за будущими родителями, но не как составляющие права на жизнь,'а как правомочия права на здоровье. С цивилистических позиций содержание права на жизнь складывается из правомочия на сохранение жизни и правомочия на распоряжение жизнью. 4 1КрасавчиковаЛ.О. Понятиеисистема личныхнеимущ ественныхправграждан(физическихлии) в гражданском правеРоссийскойФедерации. Екатеринбург: Уральскаягосударственная ю ридическая академ ия., 1994. С.81-84. |
107 ной деятельности после распада физического тела. Не менее важно дать дефиницию жизни с позиции права. Рождение и смерть человека являются юридическими фактами событиями, с которым связано соответственно возникновение и прекращение права на жизнь, а также других неимущественных и имущественных нрав. Жизнь можно охарактеризовать как высшее нематериальное благо, возникающее с момента отделения жизнеспособного ребенка от организма матери и продолжающееся в течение функционирования головного мозга. 3. Высказано мнение, что в состав субъективного гражданского права на жизнь входят правомочие будущих родителей на искусственное оплодотворение и имплантацию эмбриона, правомочие беременной женщины на искусственное прерывание беременности и правомочие на стерилизацию.1 На мой взгляд отношения но поводу искусственного оплодотворения, имплантации эмбриона, искусственного прерывания беременности, стерилизации затрагивают интересы нсродившихся детей и родителей и подлежат правовому регулированию. Но в содержание права на жизнь могут входить только те правомочия, которые принадлежат уже существующему субъекту родившемуся человеку. Правомочия на проведение искусственного оплодотворения, имплантации эмбриона, искусственного прерывания беременности, стерилизации 1Красавчикова Л.О. Понятие и система личных неимущественных прав граждан (физических лиц) в гражданском праве Российской Федерации. Екатеринбург: Уральск, гос. юрид. акад., 1994. С. 81-84. 108 эмбриону не принадлежат, а закреплены за будущими родителями, но не как составляющие права на жизнь, а как правомочия права на здоровье. С цивилистических позиций содержание права на жизнь складывается из правомочия па сохранения жизни (индивидуальности) и правохчочия на распоряжение жизнью. Право на жизнь в аспекте сохранения жизни (индивидуальности) раньше трактовалось в нашей стране только как отказ от войны и участия в ней, отказ от смертной казни, установление порядка применения оружия и его нахождения в гражданском обороте. Отказ от войны и участия в ней это направление получило отражение в международном праве как принцип, обязывающий государство проводить политику сокращения вооружений, безусловного отказа от применения ядерного оружия. На Венской встрече представителей государств-участпиков Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1989 г.) была подтверждена приверженность к мирному урегулированию споров как дополнение к обязанности государств воздерживаться от угрозы силой или ее применения. Что касается смертной казни, то после продолжительной дискуссии1Уголовный кодекс оставил эту меру наказания как исключительную, ограничив круг лиц и уменьшив количество 1 См., например, Карпец И.И. Высшая мера. За и против / / Сов. гос. и право. 1991. N? 7. С. 49-53; Черниловский З.М. Смертная казнь: историко-философский аспект / / Сов. гос. и право. 1991. № 1. С. 128-137; Михлин А.С. Понятие смертной казни / / Государство и право. 1995. .N& 10. С. 103-111. |