Проверяемый текст
Бухвостов, Алексей Владимирович. Психологические особенности копинг-поведения сотрудников государственной противопожарной службы МЧС России (Диссертация 2004)
[стр. 25]

25 1.2.
Современные направления психологических исследований копинг поведения Современные направления психологических исследований копинг поведения, прежде всего, охватывают проблемы стрессоустойчивости и надежности профессиональной деятельности специалистов экстремального профиля (подводников, летчиков, сотрудников МЧС России и некоторых других), а также лиц с делинквентным поведением [18,51,52,100,101,122].
Это связано с тем, что, как отмечалось ранее, по мнению Р.Лазаруса и С.Фолькмана [140-144, 161], копинг выполняет две основные функции: регуляции эмоций (копинг, направленный на эмоции) и управление проблемами, вызывающими дистресс (копинг, нацеленный на проблему).
Эти функции используются в большинстве стрессовых ситуаций, а пропорциональное представительство каждой функции изменяется в зависимости от того, как стрессовые ситуации оценены.
Копинг, нацеленный на эмоции, определяется как когнитивные, эмоциональные и поведенческие усилия, с помощью которых личность пытается
редуцировать эмоциональное напряжение, эмоциональный компонент дистресса.
Усилия, с помощью которых личность пытается устранить угрозу (влияние стрессора), определяется как копинг, нацеленный на проблему.
В связи с этим, понятие «копинг» или «преодоление стресса» рассматривается Р.Лазарусом [49] как деятельность личности по поддержанию или сохранению баланса между требованиями среды и ресурсами, удовлетворяющими этим требованиям в условиях стресса.
В связи с этим, как справедливо отмечено в работах
Н.Е.Водопьяновой и Е.С.Старченковой [28], И.БЛебедева [51, 52], Е.ВЛибиной [53], Н.А.Сироты [102, 103], человеческий стресс можно рассматривать как психологическое состояние, а точнее психологическое напряжение
[стр. 24]

Вместе с тем, анализ литературы по рассматриваемой проблеме показал, что для преодоления стресса важен не просто тот или иной тип стратегии копинг-поведения, а, скорее всего, их оптимальное соотношение.
Это следует из анализа данных по изучению копингстратегий у больных алкоголизмом и наркоманией, врачей, учителей, сотрудников МВД и студентов [34, 52, 54, 69, 70, 102, 112, 120, 121].
Проблема стрессоустойчивости и надежности профессиональной д еятельности специалистов экстремального профиля (подводников, летчиков, сотрудников М ВД, спасателей МЧС России и некоторых других) является ведущей в рамках основных проблем психологии труда, инженерной психологии, эргономики, психологии безопасности, экстремальной психологии [51, 52, 100, 101, 122].
Как справедливо отмечает И.
Б.
Лебедев [51, 52], не достаточно ясна значимость и, самое главное, соотношение базовых стратегий копинг-поведения специалистов экстремального профиля в различных по уровню стрессогенности ситуациях.
Чем и обусловлена постановка этого вопроса в качестве одной из задач настоящего исследования.
Среди различных контингентов специалистов экстремального профиля особая роль принадлежит сотрудникам МЧС ГПС России, выполняющим сложные служебные задачи.
Профессиональная деятельность сотрудников МЧС ГПС России всегда была стрессовой [12,65, 79, 87, 91].
По мнению Р.Лазаруса и С.Фолькмана [140-144, 161],
как отмечалось ранее, копинг выполняет две основные функции: регуляции эмоций (копинг, направленный на эмоции) и управление проблемами, вызывающими дистресс (копинг, нацеленный на проблему).
Эти функции используются в большинстве стрессовых ситуаций, а пропорциональное представительство каждой функции изменяется в зависимости от того, как стрессовые ситуации оценены.
Копинг, нацеленный на эмоции, определяется как когнитивные, эмоциональные и поведенческие усилия, с


[стр.,25]

¥ помощью которых личность пытается редуцировать эмоциональное напряжение, эмоциональный компонент дистресса.
Усилия, с помощью которых личность пытается
устранить угрозу (влияние стрессора), определяется как копинг, нацеленный на проблему.
В связи с этим, понятие «копинг» или «преодоление стресса» рассматривается Р.Лазарусом [49] как деятельность личности по поддержанию или сохранению баланса между требованиями среды и ресурсами, удовлетворяющими этим требованиям в условиях стресса.
В связи с этим, как справедливо отмечено в работах
И.Б.Лебедева [51, 52], II.A.Сироты [102, 103], Е.В.Либииой [53], Н.Е.Водоньяновой и Е.С.Старченковой [28], человеческий стресс можно рассматривать как психологическое состояние, а точнее психологическое напряжение организма, возникающее, во-первых, между разными семантическими уровнями сознания, во-вторых, между сознательными и бессознательными составляющими психики, и, в-третьих, между психикой и физиологией организма в целом.
Это стрессовое напряжение разделимо подобным образом лишь условно для его изучения.
На самом деле оно едино, цельно и неразрывно связано с той психологической ситуацией, в которой организм оказался.
Связь эта осуществляется через механизмы оценки ситуации.
Согласно мнению А.Р.Лурия [58], Cohen S.A., Wills Т.А.
[133], '■* Zeitlin S., Williamson G.
[178], механизм оценки ситуации, в свою очередь, зависим от семантической уровневости психики, ибо каждый уровень это не просто «семантическое поле» сознания, но и определенная «картина мира», определенный взгляд на мир, мировоззрение.
Исходя их этого, А.Р.Лурия предложил четыре семантических уровня психики и эмоционально-оценочный уровень (внезнаковый), которые участвуют у современного человека в рефлексии стрессовой ситуации.
По мнению А.Р.Лурия, ситуации, получаемые каждым из уровней, чаще всего между собой не совпадают, но при этом существуют верхние, с точки зрения принципа научности, уровни (например, 25

[Back]