110 ментации. Все это проходило в чрезвычайных обстоятельствах Гражданской войны, которые наложили на рабочий класс свой отпечаток. Влияние идеологии сказалось и на бытовой сфере существования рабочих. В их повседневной жизни усиливаются и получают широкое распространение установки коллективистского сознания, всемерно культивируемые новой властью. Коллективизм становится синонимом нового общества и кардинального общественного переустройства. Под влиянием большевистских идеологем коллективистское сознание, и прежде существовавшее в рабочей среде, достигает гипертрофированных масштабов и начинает определять важнейшие стороны повседневной жизни и быта российского рабочего. В 1917-1921 гг. происходил распад традиционных семейных связей, одно поколение в семье противопоставляется другому, наблюдается раскол старой семьи. Совершается так называемое «освобождение» женщины, под сомнение ставится существование семьи, как общественного института. Образуются новые формы коллективного быта и жизнедеятельности. Процесс коммунизации рабочей среды включает в себя наличие общих квартир и домов, общих столовых и форм проведения досуга и т. д. Вместе с тем, в повседневной жизни рабочего остро встают проблемы физической выживаемости в условиях системного кризиса. Падение реальной заработной платы, ее замена натуральной оплатой, отказ государства соблюдать предоставленные рабочим социальные гарантии приводят к тому, что рабочий класс России подходит к черте, за которой начинается его деградация и распад. На смену традиционным производственным отношениям приходит «крестьянский дух» в промышленности, сами предприятия и рабочие коллективы в них начинают жить общинной жизнью, происходит новая реанимация коллективной крестьянской психологии и, как следствие, отход от навыков городской жизни. Приток вчерашних крестьян сопровождается ростом архаических представлений в рабочей среде, он приводит к смене моделей поведения и частичному распаду городской картины мира, тонкий |
165 моиа революции, чья главная задача сохранение и умножение революционных завоеваний. Непосредственно профессиональной деятельности городских рабочих отводилось на этом фоне второстепенное положение. Влияние идеологии особенно сильно сказалось на бытовой сфере существования городских рабочих. В их повседневной жизни усиливаются и получают широкое распространение установки коллективистского сознания, всемерно культивируемые новой властью. Коллективизм становится синонимом нового общества и кардинального общественного переустройства. Под влиянием большевистских идеологом коллективистское сознание, и прежде существовавшее в рабочей среде, достигает гипертрофированных масштабов и начинает определять важнейшие стороны повседневной жизни и быта рабочего. Происходит распад традиционных семейных связей, одно поколение в семье противопоставляется другому, наблюдается раскол старой семьи. Совершается так называемое «освобождение» женщины, под сомнение ставится существование семьи, как общественного института вообще. Образуются новые формы коллективного быта и жизнедеятельности. Процесс коммунизации рабочей среды включает в себя наличие общих квартир и домов, общих столовых и форм проведения досуга и т. д. Вместе с тем, в повседневной жизни рабочего остро встают проблемы физической выживаемости в условиях системного кризиса. Падение реальной заработной платы, се замена натуральной оплатой, отказ государства соблюдать предоставленные рабочим социальные гарантии приводят к тому, что рабочий класс России подходит к черте, за которой начинается его деградация и распад. На смену традиционным производственным отношениям приходит крестьянский дух в промышленности, сами предприятия и рабочие коллективы в них начинают жить общинной жизнью, происходит новая реанимация коллективной крестьянской психологии и, как следствие, отход от навыков городской жизни. Приток вчерашних крестьян сопровождает рост архаических представлений в рабочей среде, он приводит к сме |