Проверяемый текст
Семенов, Александр Альбертович; Повседневная жизнь населения России в годы Гражданской войны (Диссертация 2005)
[стр. 118]

118 социума, невозможностью материальной поддержки культурной жизни общества.
Однако, главная роль
в этом процессе принадлежала факторам политического и социального порядка, которые определялись изменением социальной структуры российского социума, характером политической власти сформировавшейся в то время на пространствах России.
Большевики, пришедшие к власти в октябре 1917 г.
главную задачу своей деятельности видели в переустройстве российского общества на новых социальных началах в соответствии со своими представлениями о рационально организованном общественном устройстве и целях общественного развития.
Как отмечает Ш.
Плаггенборг «Революция как бы открывала возможность в одночасье создать новый мир с новой культурой, населенный новыми людьми, отрицавшими прошлое
1й 1 в пользу запрограммированного будущего».
Парадоксальным образом, представления о разумной общественной организации и превращении культурных ценностей в достояние всего общества находились в основе невиданного до этого времени процесса разрушения прежней культуры, ликвидации культурных достижений предшествующих поколений.
«Октябрь —это только первое маленькое звено великой, развертывающейся теперь перед нами цепи исторических событий, это только один незначительный эпизод великой революции культуры, глубокое содержание которой, отнюдь, не может исчерпываться одним лишь социальным переворотом —вот почему мещанство...
упорно клеймит большевиков варварами, азиатами, губителями европейской культуры даже тогда, когда
культуртрегерство большевиков должно быть очевидным для всякого...
Да, именно потому, что мы не остановились и не пали в трепете перед священными кумирами, именно потому, что мы святотатственно попрали все святыни мещанской
культуры».182 ш П лаггенборг Ш.
Революция и культура.
//Ж урнал Нева.
СПб., 2000.
С.
323.

ш Газета «Спутник коммуниста».
1920.
1 октября.
[стр. 343]

343 зисное состояние российского общества и государства.
Среди них важное место занимали причины экономического, материального плана.
Во многом архаизация культуры определялась экономическими факторами, в частности, нехваткой самого необходимого, борьбой за выживание всего российского социума и основных его общественных слоев, невозможностью материальной поддержки культурной жизни общества.
Однако главная роль
принадлежала факторам политического и социального порядка, которые определялись изменением социальной структуры российского социума, характером политической власти, сформировавшейся в то время на пространствах России.
Большевики, пришедшие к власти в октябре 1917 г., главную задачу своей деятельности видели в переустройстве российского общества на новых социальных началах, в соответствии со своими представлениями о рационально организованном общественном устройстве и целях общественного развития.
Как отмечает Ш.Плаггенборг, «революция как бы открывала возможность в одночасье создать новый мир с новой культурой, населенный новыми людьми, отрицавшими прошлое
в пользу запрограммированного будущего»488.
Парадоксальным образом представления о разумной общественной организации и превращении культурных ценностей в достояние всего общества находились в основе невиданного до этого времени процесса разрушения прежней культуры, ликвидации культурных достижений предшествующих по) колений.
«Октябрь это только первое маленькое звено великой, развертывающейся теперь перед нами цепи исторических событий, это только один незначительный эпизод великой революции культуры, глубокое содержание которой, отнюдь, не может исчерпываться одним лишь социальным переворотом вот почему мещанство...
упорно клеймит большевиков варварами, азиатами, губителями европейской культуры даже тогда, когда )
т Плаггснборг Ш.
Революция и культура.
//Журнал Нева.
СПб., 2000.
с.
323.


[стр.,344]

344 культуртрегерство большевиков должно быть очевидным для всякого...
Да, именно потому, что мы не остановились и не пали в трепете перед священными кумирами, именно потому, что мы святотатственно попрали все святыни мещанской
культуры»449.
Именно такой путь, путь разрушения всей прежней культуры, по мнению большевистских руководителей должен, был способствовать созданию новой, пролетарской, революционной культуры, свободной от недостатков прежней, важнейшими из которых были ее элитарность, замкнутость, недоступность широким массам.
В.
С.
Жидков и К.
Б.
Соколов указывают на то, что «в большевистской культурной политике, впрочем, как и в политике, в других сферах общественной жизни, было свойственно нетерпение, убежденность в том, что законы социального развития поддаются регулированию волевым путем»490.
Прежние формы культурной жизни стали восприниматься как утратившие свою актуачьность, препятствующие дальнейшему развитию общества и созданию культурной и социальной жизни нового типа: «Революция, а за ней и гражданская война, безжалостно перемалывали фрагменты цивилизованности старой дворянской и новой буржуазной культуры»491.
Правда, большевистские лидеры признавали необходимость заимствования всего «нужного» народным массам из культуры прошлого, того, что представляет ценность для новой пролетарской культуры.
«...Безумец будет тот, кто может думать, что создававшуюся веками, десятками поколений русскую культуру можно вышвырнуть в окно.
Нет, этого никогда не бу492 дет» .
w Газета «Спутник коммуниста» 1920 1октября с.18.
490Жидков В.
С., Соколов К.
Б.
Десять веков российской мезгтальности, СПб.
,2001.
с .
536.
491 Корольков М.
Дело Кондратьева./ «Знание сила» —1991.
с.65, 495ГАРФ.
Ф.446.
Ofl.2.
Д.4.
Л.6.

[Back]