120 некультурных масс. Тем временем, во многом инициированный новой властью процесс, разрушения прежней культуры очень быстро приобрел самые радикальные формы и привел к архаизации культурной жизни и деградации российской культуры. Однако, это мало заботило большевистских руководителей, они считали этот процесс вполне естественным путем формирования новой культуры, а масштабы разрушения прежней на их взгляд свидетельствовали о возросшей революционной энергии масс, направленной на разрушение старого мира, давно уже отживших форм его социального бытия. Как отмечает А. А. Богданов: «Оказывается, что... пролетариат не может удовлетворятся старой культурой и принужден вырабатывать свою новую, как орудие своего сплочения, своего воспитания в духе товарищества и борьбы. Примирения нет даже здесь в той сфере, которую так долго считали царством чистой красоты».187 Первоначально процесс разрушения прежней культуры носил стихийный, неосознанный характер, в нем проявилось стремление масс к ликвидации «старого порядка» со всеми его атрибутами включая культурные ценности. Но, с течением времени, и сами большевики в лице новой государственной власти включились в этот процесс. В период Гражданской войны факторы противостояния и отрицания, на которых основывался процесс разрушения прежних форм культурного и социального взаимодействия, предполагали вместе с тем и формирование принципиальной иной системы культурно-социальных связей, иных норм и традиций. Гимпельсон Е.Г. отмечал: «Военная советская культура подкреплялась разнообразными средствами идеологического воздействия на широкие массы трудящихся... Этому же служили меры по «замене» старых традиций, обрядов, праздников но188 выми революционно-классовыми». 187 Богданов А .А. Возможно ли пролетарское искусство? : В поисках своего пути: Россия меж ду Европой и Азией. М., 1995. С. 95. ш Гимпельсон Е.Г. Формирование советской политической системы 1 9 1 7 1923 гг. М., 1995. С .92. |
347 Тем временем во многом инициированный новой властью процесс разрушения прежней культуры очень быстро приобрел самые радикальные формы и привел к архаизации культурной жизни и деградации российской культуры, Однако, это мало заботило большевистских руководителей, они считали этот процесс вполне естественным путем формирования новой культуры, а масштабы разрушения прежней, на их взгляд, свидетельствовали о возросшей революционной энергии масс, направленной на разрушение старого мира, давно уже отживших форм его социального бытия. А. А. Богданов отмечает, что «оказывается, что... пролетариат не может удовлетворятся старой культурой и принужден вырабатывать свою новую, как орудие своего сплочения, своего воспитания в духе товарищества и борьбы. Примирения нет даже здесь в той сфере, которую так долго считали царством чистой красоты»498. Первоначально процесс разрушения прежней культуры носил стихийный, неосознанный характер, в нем проявилось стремление масс к ликвидации «старого порядка» со всеми его атрибутами, включая культурные ценности. Но с течением времени и сами большевики, в лице новой государственной власти, включились в этот процесс. В период Гражданской войны факторы противостояния и отрицания, на которых основывался процесс разрушения прежних форм культурного и социального взаимодействия, предполагали, вместе с тем, и формирование принципиально иной системы культурносоциальных связей, иных норм и традиций. Гимпельсон Е.Г. отмечал следующее: «Военная советская культура подкреплялась разнообразными средствами идеологического воздействия на широкие массы трудящихся... 4И Богданов А.А. Возможно ли пролетарское искусство? : В поисках своего пути: Россия между Европой и Азией. М., l995.-c.95. |