Проверяемый текст
Семенов, Александр Альбертович; Повседневная жизнь населения России в годы Гражданской войны (Диссертация 2005)
[стр. 123]

123 талитетом и системой ценностей рабочих в России для большинства которых коллективные, общинные установки сознания продолжали определять повседневную жизнь и деятельность.
Они сформировались задолго до появления на исторической сцене большевиков, отрицающих значение индивидуальности в обществе.
Согласно им только община-мир являлась главным субъектом общественной жизни, и только от ее имени мог говорить человек, поскольку сам по себе он представлял лишь небольшую часть целого, одного из многих в общинном коллективе.
Поэтому новая культурная политика большевиков имевшая коллективистскую основу и направленная на образование и просвещение рабочих, в целом была встречена ими с пониманием и одобрением и вполне отвечала их представлениям о существовании человека в социуме и основах его повседневной жизни.
Новая власть дальновидно воспользовалась этими традиционными представлениями массового рабочего сознания, и опираясь на них достаточно быстро смогла поставить новую, пролетарскую культуру на службу собственным политическим целям и задачам.
В целом же, в годы Гражданской войны, произошли значительные перемены в культуре рабочего класса, которые затронули все сферы его социокультурного существования.
Они начались задолго до Октябрьской революции, но именно в этот период они приобрели стремительный и всеобъемлющий характер.
В силу специфики своего положения в структуре российского социума рабочие были в большей степени, чем российские крестьяне склоны к восприятию культурных новшеств.
В.
С.
Тяжельникова пишет: «Через призму повседневной жизни, с одной стороны, высвечивается сложный процесс освоения пролетарской средой новой социальной ситуации...
При этом на нижних этажах «пролетарской диктатуры» она не многим отличалась от породившей ее среды и утверждала новые идеологические реалии тем же способом, задействуя те же механизмы, что и рабочие в ходе освоения нового жизненного устройства.
В процессе «привыкания» рабочих к новой жизни,
[стр. 393]

393 ром: или бескомпромиссная борьба с новой властью, или сотрудничество с ней в деле трансформации российской культуры.
Выбрав второй путь, интеллигенция лишась самостоятельности и творческой свободы, но заняла важную роль в структуре нового, формирующегося общества, которое во многом было плодом ее собственной культурной и просветительской деятельности, на этот раз направляемой железной волей новой политической власти.
Сформировав по ее заказу образ политического будущего, раскрыв его цели и задачи в настоящем, она стала заложницей своей собственной позиции, в тех основополагающих культурных преобразованиях, которые охватили российское общество в годы Гражданской войны.
Не менее значительными в годы Гражданской войны были перемены в культуре рабочего класса.
Как и в случае с интеллигенцией они начались задолго до Октябрьской революции, но именно в этот период они приобрели стремительный и всеобъемлющий характер.
В силу специфики своего положения в структуре российского социума рабочие были в большей степени, чем российские крестьяне склоны к восприятию культурных новшеств, В.С.Тяжельникова пишет: «Через призму повседневной жизни, с одной стороны, высвечивается сложный процесс освоения пролетарской средой новой социальной ситуации...
При этом на нижних этажах «пролетарской диктатуры» она не многим отличалась от породившей ее среды и утверждала новые идеологические реалии тем же способом, задействуя те же механизмы, что и рабочие в ходе освоения нового жизненного устройства.
В процессе «привыкания» рабочих к новой жизни,
таким образом, уяснение и объяснение происходило в одном культурном поле, содержало в себе черты одного культурного типа»5'0.
Благодаря своей профессиональной деятельности, связанной с достаточно сложным промышленным производством, городскому образу жизни, образованию, распространенному в значительной мере в рабочей среде, культур570Тяжеяьиикова В.
С.
«Повседневная жкцсь Московских рабочих в начале 1920*х годов»//Россня в X X веке люди, идеи, власть.
Под ред.
Л.
К.
Соколова, В.
М.
Козьменко.
М.,2002.
с.
194.

[Back]