Проверяемый текст
Семенов, Александр Альбертович; Повседневная жизнь населения России в годы Гражданской войны (Диссертация 2005)
[стр. 124]

124 таким образом, уяснение и объяснение происходило в одном культурном поле, содержало в себе черты одного культурного типа».1 9 1 Благодаря своей профессиональной деятельности, связанной с достаточно сложным промышленным производством, городскому образу жизни, образованию, распространенному в значительной мере в рабочей среде, культурные изменения быстро распространялись в рабочей массе и с течением времени стали оказывать определяющие влияние на ее мировоззрение и отношение к окружающему миру.
Задолго до начала революционных перемен в жизни российского общества рабочий класс приобрел качественно новые социокультурные характеристики, активно включившись в процесс общественно-политических изменений в стране.
Он представлял собой наиболее активный в социальном плане слой
российского общества.
Оторванность от своих социальных корней, определенная маргинализация российского рабочего класса, делала его благодатной средой для распространения различного рода идей, с течением времени превращая российских рабочих в адептов новых культурных веяний.
Несомненно, что значительные перемены в культурном состоянии
рабочих были связанны с их возросшей политической и социальной активностью, с той новой ролью, которую они стали играть в российской общественно-политической жизни с конца XIX в.
Активная социальная позиция рабочих, их борьба за свои экономические и политические права приводили к постепенному повышению общей культуры городских рабочих в стране, вели к распространению грамотности и образования в рабочей среде.
Так с конца XIX в.
процент грамотных рабочих год за годом неизменно возрастал, образованный рабочий с течением времени, перестал быть редким явлением, и множество представителей рабочего класса имели, по крайней мере, начальное образование, могли читать и писать.
Их
созна191 Тяж елыш кова В.
С.
«Повседневная жизнь М осковских рабочих в начале 1920-х годов»//Россия в XX веке люди, идеи, власть.
П
одред.
А.
К.
Соколова, В.
М.
Козьменко.
М.,2002.
С.
194.
[стр. 250]

250 Они стали важной составной частью новой, пролетарской, а затем и советской морали, определяя на долгие годы поведенческие нормы и ментальный тип человека советского периода.
Как отмечает B.C.
Тяжельникова, «революция привела к тому, что рабочие стали каждый день непосредственно сталкиваться с такими понятиями как «класс», «солидарность», «коммунизм», не говоря уже о «гидре контрреволюции», «приспешниках буржуазии» и тому подобных монстрах...
Началось «встраивание» абстрактных идеологических категорий в повседневную жизнь и через нее в сознание рабочих»366.
В этом ментальном типе значительное место занимали те мифологические, идеологические образы, которые возникли в период гражданской войны и культивировались новой властью, пока не стали частью системы моральнонравственных ориентаций нового человека, основой новой этики советской исторической эпохи.
Среди них важное место занимал образ идеального революционера борца за народное счастье.
Это образ сформировался еще задолго до периода Гражданской войны и был частью мифосознания достаточно узкой группы революционеров-подполыциков борющихся, с царским режимом.
Его формирование пришлось на вторую половину XIX начало XX вв., постепенно он стал распространяться и в народном сознании.
После своего прихода к власти большевики всячески культивировали этот образ и попытались сделать его частью массового сознания.
Вот как характеризовал этот образ «пролетарский писатель» М.
Горький: «Идеал человек, физически сильный, красивый зверь, но эта красота физическая в полной гармонии с духовной мощыо и красотой.
Человеческое это духовное, то, что создано разумом, из разума наука, искусство и смутно ощущаемое все большим количеством людей сознание единства их целей, интересов.
Вечный революционер стремится всеми силами духа своего углубить и расшить это сознание, чтобы оно охватило все человечество и, расширив и разрушив все, дробящее людей на расы, нации и ^Т яж ельни кова В.
С.
«Повседневная жизнь Московских рабочих в начале 1920-х годов»//Россия в XX веке люди, идеи, власть.
Под
ред.
А.
К.
Соколова, В.
М.
Козьмснко.
М .,2002.
с.
195.


[стр.,393]

393 ром: или бескомпромиссная борьба с новой властью, или сотрудничество с ней в деле трансформации российской культуры.
Выбрав второй путь, интеллигенция лишась самостоятельности и творческой свободы, но заняла важную роль в структуре нового, формирующегося общества, которое во многом было плодом ее собственной культурной и просветительской деятельности, на этот раз направляемой железной волей новой политической власти.
Сформировав по ее заказу образ политического будущего, раскрыв его цели и задачи в настоящем, она стала заложницей своей собственной позиции, в тех основополагающих культурных преобразованиях, которые охватили российское общество в годы Гражданской войны.
Не менее значительными в годы Гражданской войны были перемены в культуре рабочего класса.
Как и в случае с интеллигенцией они начались задолго до Октябрьской революции, но именно в этот период они приобрели стремительный и всеобъемлющий характер.
В силу специфики своего положения в структуре российского социума рабочие были в большей степени, чем российские крестьяне склоны к восприятию культурных новшеств, В.С.Тяжельникова пишет: «Через призму повседневной жизни, с одной стороны, высвечивается сложный процесс освоения пролетарской средой новой социальной ситуации...
При этом на нижних этажах «пролетарской диктатуры» она не многим отличалась от породившей ее среды и утверждала новые идеологические реалии тем же способом, задействуя те же механизмы, что и рабочие в ходе освоения нового жизненного устройства.
В процессе «привыкания» рабочих к новой жизни, таким образом, уяснение и объяснение происходило в одном культурном поле, содержало в себе черты одного культурного типа»5'0.
Благодаря своей профессиональной деятельности, связанной с достаточно сложным промышленным производством, городскому образу жизни, образованию, распространенному в значительной мере в рабочей среде,
культур570Тяжеяьиикова В.
С.
«Повседневная жкцсь Московских рабочих в начале 1920*х годов»//Россня в X X веке люди, идеи, власть.
Под ред.
Л.
К.
Соколова, В.
М.
Козьменко.
М.,2002.
с.
194.


[стр.,394]

394 ные изменения быстро распространялись в рабочей массе и с течением времени стали оказывать определяющие влияние на ее мировоззрение и отношение к окружающему миру.
Задолго до начала революционных перемен в жизни российского общества рабочий класс приобрел качественно новые социокультурные характеристики, активно включившись в процесс общественнополитических изменений в стране.
Он представлял собой наиболее активный в социальном плане слой
российское общества.
Оторванность от своих социальных корней, определенная маргинализация российского рабочего класса, делала его благодатной средой для распространения различного рода идей, с течением времени превращая российских рабочих в адептов новых культурных веяний.
Несомненно, что значительные перемены в культурном состоянии
городских рабочих были связанны с их возросшей политической и социальной активностью, с той новой ролью, которую они стали играть в российской общественно-политической жизни с конца XIX в.
Активная социальная позиция рабочих, их борьба за свои экономические и политические права приводили к постепенному повышению общей культуры городских рабочих в стране, вели к распространению грамотности и образования в рабочей среде.
Так с конца XIX в.
процент грамотных рабочих год за годом неизменно возрастал, образованный рабочий с течением времени, перестал быть редким явлением, и множество представителей рабочего класса имели, по крайней мере, начальное образование, могли читать и писать.
Их
сознание было вполне доступно для пропаганды различных политических идей и социальных проектов.
Помимо того, что среда городских рабочих представляла собой благоприятную сферу приложения различных политических сил, которые хотели включить рабочий класс в орбиту своей политической деятельности, сами рабочие активно стремились к образованию и просвещению, а затем и к восприятию новых политических и социальных идей.
Это стремление значительной части рабочего класса дополнялось желанием российской интеллигенции поднять его образовательный уровень, просветить рабочие массы и передать ему

[Back]