Проверяемый текст
Семенов, Александр Альбертович; Повседневная жизнь населения России в годы Гражданской войны (Диссертация 2005)
[стр. 133]

133 лей неподдельный интерес.
«Вчера я читал на туже тему доклад здесь.
Публики было около 2000.
Наконец-то передо мной были ткачихи и прядильщики! Я говорил с перерывом больше двух часов.
Аудитория была удивительно
197 внимательна».
Новая власть попыталась сделать все от нее зависящее, чтобы культура бывших имущественных классов стала в какой-то мере достоянием рабочей массы.
Приобщение их к культуре с точки зрения большевистских лидеров должно было ускорить процесс создания новой пролетарской культуры, отчасти основанной на культурных ценностях прошлого, но опирающуюся на пролетарскую социальную основу в настоящем.
Новая пролетарская культура, о
которой говорили вожди большевиков, и должна была стать основой нового коммунистического общества, поэтому приобщение к ней рабочих масс было важной задачей большевистского руководства.
На достижение этой цели направлены усилия новой государственной власти.
В данном контексте вопрос о создании новой пролетарской культуры носил для большевистских лидеров принципиальный характер.
От его решения зависело будет ли существовать в будущем тот строй, который они стремились установить в России.
Приобщая
рабочие массы к культуре, большевики видели в этом возможность решения одной из важнейших задач русской общественной жизни, которая наряду с аграрным и рабочим вопросами была важнейшей на протяжении длительного исторического времени.
Стирание граней между элитарной и народной культурой, распространение массовидной формы культурной жизни трактовалась большевиками как важнейшая задача проводимой ими политики.
Ее решение должно было способствовать преодолению культурного раскола российского общества и созданию единой, гомогенной, унифицированной культуры
рабочих масс, основанной на лучших достижениях прошлого, но имеющую пролетарское содержание.
197 РГАСПИ.
Ф.
60.
On.
1.
Д.
56.
Д.
28 об.
[стр. 402]

402 другим, толкаются в проходах театров, умышленно создавая давку, производят шум во время хода пьесы, неуместные выкрики, курение и не считаются с предъявленными просьбами администрации и требованиями дежурных по наряду для охраны порядка»574.
Особое место занимала культурно-просветительская деятельность в рабочей среде, такая как чтение лекций, устройство дискуссионных клубов и т.д.
Так В.
В.
Шульгин в своих воспоминаниях отмечает: «В одни прекрасный день пришел циркуляр из Москвы, по видимому, от Луначарского, предписывающий читать лекции рабочим и солдатам, с целью развития в них «гуманных чувств и смягчения классовой ненависти.
Во исполнение этого те, кому сие ведать надлежит, обратились к целому ряду лиц с предложением читать такого рода лекции и с предоставлением полной свободы в выборе тем в их развитии.
Эти лекции состоялись.
Одна из них имела особенно шумный успех и была повторена несколько раз.
Это была лекция об Орлеанской Деве.
Почему коммунистам вдруг пришла мысль поучать «рабочих и крестьян» рассказами о французской патриотке, спасавшей своего короля, объяснить трудно.
Но это факт.
, .»575, Некоторые из публичных лекций читались перед целыми коллективами заводов и фабрик и вызывали у слушателей неподдельный интерес.
«Вчера я читал на туже тему доклад здесь.
Публики было около 2000.
Наконец-то передо мной были ткачихи и прядильщики! Я говорил с перерывом больше двух часов.
Аудитория была удивительно
внимательна»576.
Новая власть попыталась сделать все от нее зависящее, чтобы культура бывших имущественных классов стала в какой-то мере достоянием рабочей массы.
Приобщение их к культуре с точки зрения большевистских лидеров должно было ускорить процесс создания новой пролетарской культуры, отчасти основанной на культурных ценностях прошлого, но опирающуюся на пролетарскую социальную основу в настоящем.
Новая пролетарская культура, о
iU ГАКК.
Ф.
Р-411.
Оп.
2.
Д.
377.
Л.
77.
575Шульгин В.
В.
Дни.
1920.
М., 1989.
с.
390.
576 РГЛСПИ.
Ф.
60.
On.
I.
Д.
56.
Л.
28 об.


[стр.,403]

403 которой говорили вожди большевиков, и должна была стать основой нового коммунистического общества, поэтому приобщение к ней рабочих масс было важной задачей большевистского руководства.
На достижение этой цели направлены усилия новой государственной власти.
В данном контексте вопрос о создании новой пролетарской культуры носил для большевистских лидеров принципиальный характер.
От его решения зависело будет ли существовать в будущем тот строй, который они стремились установить в России.
Приобщая
массы к культуре, большевики видели в этом возможность решения одной из важнейших задач русской общественной жизни, которая наряду с аграрным и рабочим вопросами была важнейшей на протяжений длительного исторического времени.
Стирание граней между элитарной и народной культурой, распространение массовидной формы культурной жизни трактовалась большевиками как важнейшая задача проводимой ими политики.
Ее решение должно было способствовать преодолению культурного раскола российского общества и созданию единой, гомогенной, унифицированной культуры
масс, основанной на лучших достижениях прошлого, но имеющую пролетарское содержание.
Рабочие должны были находиться в авангарде процесса строительства новой пролетарской культуры, принять в нем самое деятельное участие и стать теми самыми «новыми людьми», адептами новой пролетарской культуры, которые поведут за собой все остальные слои российского общества.
С этих позиций курс на всемерное образование городских рабочих, их приобщение к достижениям отечественной и мировой культуры служил цели сохранения большевистского режима у власти и делу коренного всеобъемлющего преобразования российского общества.
Многие представители рабочего класса по достоинству оценивали усилия, предпринятые для их образования и просвещения, и сами, в свою очередь стремились к получению новых знаний.
Так, например, в Московское Бюро Российской Коммунистической партии было направленно письмо осинских рабочих от 1I апреля 1918 г.
в нем, в частности

[Back]